АКРА проверяет соответствие обязательств клиента Принципам социальных облигаций (Social Bond Principles) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) и Принципам социальных кредитов (Social Loan Principles) Ассоциации кредитного рынка (LMA) и Ассоциации синдицированного кредитования и вторичного кредитного рынка (LSTA).
Преимущества АКРА
Вопросы и ответы
Социальные долговые обязательства — это любые виды долговых инструментов, целью выпуска которых является финансирование или рефинансирование проектов, направленных на решение социально-экономических проблем и развитие новых социальных и общественных проектов.
Социальные облигации и кредиты отличаются от классических тем, что средства от них направляются на решение конкретной социальной проблемы и улучшение качества жизни конкретных групп населения.
Определение социальных облигаций дано в Принципах социальных облигаций ICMA 2021, социальных кредитов — в Принципах социальных кредитов LMA/LSTA 2021.
Какие проекты можно считать социальными?
Категории социальных проектов включают, но не ограничиваются инициативами по следующим направлениям:
- Предоставление качественных коммунальных услуг.
- Организация работы общественного транспорта.
- Улучшение доступа к услугам здравоохранения.
- Улучшение качества и доступности образования для всех категорий граждан.
- Строительство доступного жилья.
- Создание рабочих мест, в том числе за счет поддержки малого и среднего предпринимательства.
- Обеспечение продовольственной безопасности.
- Расширение социально-экономических возможностей населения.
- Ликвидация последствий стихийных бедствий.
- Разработка лекарственных средств и препаратов против наиболее опасных инфекций и вирусов.
- Обеспечение карантинных и противоэпидемиологических мероприятий.
- Прочие направления деятельности, способствующие улучшению качества жизни всех категорий граждан.
Для российских эмитентов в настоящий момент не существует четкого списка категорий проектов, которые могут быть признаны социальными, однако появление такого перечня ожидается в ближайшее время.
Проблемы каких групп населения должны решать финансируемые проекты?
Примеры целевых групп включают, но не ограничиваются следующими:
- Люди, живущие за чертой бедности.
- Исключенные и/или маргинализированные группы населения.
- Люди с ограниченными возможностями.
- Мигранты и/или перемещенные лица.
- Малообразованные слои населения.
- Слои населения с ограниченным доступом к важнейшим товарам и услугам.
- Безработные.
- Женщины и/или сексуальные и гендерные меньшинства.
- Люди преклонного возраста и молодые люди, подверженные рискам.
- Другие уязвимые группы, в том числе пострадавшие в результате стихийных бедствий.
Для российских эмитентов в настоящий момент не существует четкого списка целевых социальных групп, однако появление такого перечня ожидается в ближайшее время.
Определение конкретной социальной группы населения в рамках транзакции, согласно действующим принципам ICMA, желательно, но не обязательно. Если проект решает значимую социальную проблему региона/территории, но при этом бенефициаром по нему является локальное сообщество в целом, такой проект также может быть признан социальным.
Для чего нужна оценка социальных долговых обязательств?
Если эмитент/заемщик хочет профинансировать свои социальные проекты и при этом четко обозначить свой положительный вклад в развитие общества, он может маркировать свои финансовые обязательства как социальные. Это дает:
- Положительный имидж социально ответственной компании.
- Увеличение пула инвесторов и кредиторов.
- Потенциальную переподписку на выпуск.
- Увеличение прозрачности транзакции.
- Получение льгот от государства1.
Маркировка облигаций или кредитов как социальных производится независимым верификатором — АКРА.
Как подготовиться?
ICMA выпустила специальный чек-лист для эмитентов и заемщиков социальных обязательств, который позволяет проанализировать себя и свои проекты на предмет готовности к займу. Компании рекомендуется ознакомиться с этим документом перед решением о транзакции.
Дальнейший алгоритм действий потенциального заемщика/эмитента может быть представлен следующим образом:
- Определить проект/проекты, под которые привлекается финансирование.
- Провести первичную оценку проекта/проектов: является ли этот проект социальным и соответствует ли он принципам ICMA и текущим рыночным практикам.
- Определить, какую социальную проблему решает реализация данного проекта и какие группы населения выиграют от его реализации.
- Определить, какие социальные и экологические риски несет реализация данного проекта и как эмитент планирует смягчать данные риски.
- Разработать политику в сфере социальных финансов — Social Finance Framework (SFF), представляющую собой официально утвержденный публичный документ, который определяет:
- Использование средств.
- Процесс оценки и отбора проектов.
- Управление средствами.
- Отчетность об использовании средств.
- Определить, нужны ли под каждый из пунктов SFF дополнительные политики и процедуры, и если нужны, то разработать их.
- Провести верификацию планируемых к размещению облигаций/кредитов у сертифицированного верификатора.
- Вести ежегодную отчетность по использованию полученных средств.
- Осуществить финансовую транзакцию и войти в национальный и/или международный реестры.
- Выбрать биржу для размещения/банк–кредитор.
- Подготовить документацию для размещения облигаций или получения займа.
С какими материалами рекомендуется ознакомиться
- Принципы и руководства ICMA по социальным облигациям
- Принципы и руководства LSTA/LMA по социальным кредитам
- Правила листинга Московской биржи
- Стандарты эмиссии ценных бумаг Банка России
Как проходит верификация социальных обязательств АКРА
АКРА проводит анализ в срок, не превышающий 30 (тридцати) рабочих дней с даты предоставления клиентом необходимых документов и информации.
1В стадии обсуждения.