Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

АКРА повысило кредитный рейтинг Мурманской области до уровня А-(RU), прогноз «Стабильный»

Повышение кредитного рейтинга Мурманской области (далее — Мурманская область, Область, Регион) обусловлено высокими темпами исполнения налоговых поступлений в бюджет и ожидаемым увеличением операционного баланса. Кредитный рейтинг определяется средней долговой нагрузкой, высоким уровнем самодостаточности бюджета, средними показателями собственной ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают сравнительно низкая гибкость бюджетных расходов и уровень безработицы, существенно превышающий среднероссийский.

Мурманская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет сухопутные границы с Финляндией и Норвегией. Территория Региона относится к районам Крайнего Севера. В Области проживает 0,5% населения РФ, а ее валовый региональный продукт (ВРП) составляет 0,6% суммарного российского ВРП. По оценке Области, в 2018 году ее ВРП достиг 467,7 млрд руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Средний уровень долговой нагрузки. По итогам 2019 года соотношение долга и операционного баланса Области прогнозируется в зависимости от результатов исполнения бюджета в диапазоне 1,6–2,6, что соответствует среднему или повышенному уровням риска. Обслуживание долга не является обременительным для областного бюджета, поскольку в 2019 году расходы на обслуживание долга не превысят 6,5% операционного баланса. Структура долга Области на конец 2018 года была почти в равных частях представлена бюджетными и банковскими кредитами. К концу текущего года структура долга может измениться в пользу коммерческих кредитов, если Регион исполнит запланированный текущей версией бюджета дефицит в полном объеме. Риски рефинансирования оцениваются как низкие: без учета привлекаемого Областью кредита Управления Федерального казначейства (УФК) операционный баланс после процентных выплат превышает объем погашаемого в 2019 году долга в 3,3 раза; с учетом кредита УФК это соотношение составляет 1,7. По состоянию на 01.10.2019 объем неиспользованных Областью кредитных линий с погашением в 2020–2021 годах превысил сумму подлежащего погашению до конца 2019 года долга (с учетом кредита УФК) в 3,4 раза, а среднемесячные расходы в январе–августе 2019 года – втрое, что свидетельствует о наличии у Региона значительного резерва внешних источников ликвидности для рефинансирования погашаемого в текущем году долга.

Высокий уровень обязательных расходов оказывает давление на бюджетные показатели. Расходы Области финансируются преимущественно за счет собственных доходов1. Средняя доля собственных доходов (без учета субвенций) оценивается на уровне 90%. АКРА ожидает, что рост собственных доходов в 2019 году составит не менее 10%. Доля обязательных расходов находится на очень высоком уровне, равном 82%, что ограничивает гибкость бюджетных расходов. Соотношение операционного баланса и регулярных доходов Региона в 2016–2019 годах составит 16%, что ниже среднего уровня по методологии АКРА. Капитальные расходы, финансируемые большей частью за счет собственных средств, составят в указанном периоде в среднем 13% совокупных расходов Региона. Несмотря на то что доходы бюджета Области в значительной мере зависят от добывающего сектора, номенклатура добываемого на ее территории сырья позволяет признать структуру налоговых поступлений достаточно диверсифицированной.


1 Под собственными доходами подразумеваются налоговые и неналоговые доходы.

Экономика Области является ресурсоориентированной: почти треть ВРП генерируется за счет добычи полезных ископаемых, металлургического производства и вылова рыбы. Динамика экономических показателей Области подвержена влиянию мировых цен на добываемое сырье (в 2015–2017 годах добыча апатитов и никеля генерировала в среднем 15% ВРП Региона; по оценке АКРА, в 2018 году металлургия обеспечила более четверти объема промышленного производства Области). Экономика Региона также зависит от процикличной транспортной отрасли (10–12% ВРП в 2015–2017 годах), в частности от Мурманского морского торгового порта, через который осуществляется перевалка энергетического угля. По оценке АКРА, в 2018 году на долю добычи и производства цветных металлов пришлось порядка пятой части налоговых поступлений в бюджет Области. Еще до 16% поступлений обеспечивает сектора госуправления и обеспечения военной безопасности. Другие значимые отрасли — транспортировка и хранение, рыболовство.

Ключевые допущения

  • сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 82% совокупных расходов бюджета;
  • финансирование капитальных расходов бюджета с привлечением долга;
  • исполнение Областью условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

снижение доли обязательных расходов в составе бюджета;

снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов областного бюджета без равнозначного увеличения его доходной части;
  • значительный рост долговой нагрузки в связи с необходимостью покрытия текущих расходов.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Мурманской области был опубликован АКРА 18.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу  ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Мурманской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Мурманской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.