Тренинги АКРА по кредитному анализу

АКРА присвоило Курской области кредитный рейтинг A(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг Курской области (далее — Область, Регион) обусловлен средним уровнем развития экономики, относительно высокими показателями бюджетной дисциплины и низкой долговой нагрузкой при достаточном уровне ликвидности бюджета.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ (1,1 млн человек). По итогам 2016 года ВРП Региона составил 369 млрд руб. (по итогам 2015-го — 335 млрд руб., или 0,5% совокупного ВРП РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Развитие экономики Области определяется ее географическим положением. Регион имеет относительно невысокий ВРП на душу населения (66% от средних с 2014 по 2017 год показателей по РФ) и невысокие среднедушевые денежные доходы (84%). Географическое положение Области (Центрально-Черноземный район) определяет ее аграрную специализацию: на сельское хозяйство приходится порядка 19% ВРП, пищевое производство формирует около четверти промышленного производства. Кроме того, на территории Региона частично располагается Курская магнитная аномалия (ежегодная добыча железной руды составляет одну шестую часть от общей добычи по России), добыча полезных ископаемых формирует в среднем 10% ВРП и одну четвертую часть промышленного производства. Благодаря Курской АЭС на территории Области ежегодно вырабатывается порядка 13% электроэнергии, производимой в Центральном федеральном округе, а потребление внутри Региона составляет одну треть вырабатываемой электроэнергии. Налоговые доходы в достаточной степени диверсифицированы (по оценкам АКРА, за счет сокращения отчислений зависимость от крупнейшего налогоплательщика год от года снижается): максимальная доля поступлений от одной отрасли (добыча железной руды) в 2016 году составила 14%.

Показатели бюджетной дисциплины обусловлены достаточной долей собственных доходов и федеральной поддержкой сельского хозяйства. Собственные доходы бюджета Области с 2014 по 2017 год составляют в среднем 75% (без учета субвенций). Высокая доля капитальных расходов (20%) обеспечена в значительной мере федеральными субсидиями на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции: более 80% субсидий осуществляются за счет федеральных средств, поэтому реальный резерв сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера существенно меньше. Операционный баланс составляет порядка 22% регулярных доходов. АКРА ожидает, что в результате коррекции объема трансфертов с 2018 по 2019 год бюджетные показатели Области останутся стабильными. К дестабилизации бюджетных показателей могут привести следующие основные факторы риска: растущий разрыв между размером средней заработной платы в Регионе и в РФ в целом (учитывая повышающуюся зависимость налоговых доходов от поступлений от НДФЛ) и снижение налоговых поступлений в секторе добычи.

Низкая долговая нагрузка в совокупности с консервативной долговой политикой. Хотя формально текущий долг Области (на 1 августа 2017 года) является краткосрочным, на две трети он состоит из бюджетных кредитов, выданных в период с 2014 по 2015 год. Треть представлена кредитами, выданными Управлением Федерального казначейства (УФК). Рефинансирование долга предполагается осуществить посредством выпуска долгосрочных государственных ценных бумаг. Текущие расчетные показатели долговой нагрузки соответствуют категории минимального уровня риска в силу невысокого размера долга относительно операционного баланса (не более 1,2 на конец 2017 года) и необременительных процентных расходов (не более 2% операционного баланса). АКРА ожидает, что до 2019 года показатели долговой нагрузки возрастут, однако не превысят средний уровень риска.

Достаточный уровень ликвидности. Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Расходы текущего месяца превышают остатки средств на счетах бюджета на начало месяца. Потребность в краткосрочной ликвидности Региона закрывается краткосрочными кредитами, предоставленными УФК, и банковскими кредитами.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;
  • сохранение существенного уровня федеральной поддержки сектора АПК Области;
  • получение Областью с 2018 по 2019 год трансфертов, сопоставимых по объему с полученными в 2017-м;
  • сохранение обязательных расходов бюджета Области на уровне не выше 75%.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью
    и опережающие темпы роста ВРП;
  • рост числа производств с высоким уровнем заработных плат, что будет способствовать повышению среднедушевых доходов населения и налоговых доходов бюджета;
  • повышение уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики в сторону существенного наращивания государственного долга;
  • значительное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета;
  • ухудшение динамики заработных плат в Области (отставание от среднероссийских темпов);
  • дальнейшее снижение абсолютного размера налоговых поступлений от добывающей промышленности.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Курской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (30.08.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Курская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.