Тренинг по прогнозированию 14–15 мая

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Костромской области на уровне BBB-(RU), прогноз «Стабильный», и присвоило рейтинг BBB-(RU) облигациям Области

Кредитный рейтинг Костромской области (далее — Область, Регион) обусловлен критическим отставанием показателей развития областной экономики от среднестрановых уровней и высоким уровнем долговой нагрузки. Поддержку кредитному рейтингу оказывает тот факт, что соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса соответствует низкому уровню риска. Кроме того, мы отмечаем улучшение графика погашения долга в первом квартале 2018 года в результате замещения краткосрочных банковских кредитов среднесрочными кредитами.

Костромская область расположена в Центральном федеральном округе и граничит c пятью регионами РФ. В Области проживает 648 тыс. человек, а в 2016 году ее валовой региональный продукт (ВРП) составил 160,7 млрд руб. (71-е место в РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Диверсифицированная экономика с низкой безработицей. Значительная доля в экономике Региона приходится на деревообрабатывающую, ювелирную и металлургическую промышленность, а также на производителей электроэнергии, автотранспорта и автокомпонентов. При этом экономика Региона характеризуется критически низкими показателями ВРП на душу населения и среднедушевых доходов (53,6% и 74,7% от среднестрановых значений в 2014–2017 годах соответственно).

Низкая гибкость расходной части бюджета при относительно стабильном уровне капитальных расходов. По итогам 2017 года операционный баланс бюджета Области (по методологии АКРА) увеличился до 16%, тогда как в 2014–2016 годах он не превышал 9% регулярных доходов. АКРА ожидает, что в 2018–2019 годах операционный баланс сохранится на уровне 16–17% регулярных доходов. Бюджет развития Области составляет 17% совокупных расходов ее бюджета (в среднем за 2014–2017 годы). В 2018 году областной бюджет получит дотацию на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда бюджетников. Размер дотации составит 3,378 млрд руб. (в прошлом году 0,213 млрд руб.), что снизит давление на бюджет из-за необходимости выполнять майские указы по зарплате работников бюджетной сферы.

С 2018 года бюджет Области переведен на казначейское сопровождение со стороны Федерального казначейства. Расходы на обслуживание долга входят в первую по важности группу расходов, поэтому казначейское сопровождение не окажет негативного влияния на обслуживание долга. В то же время в краткосрочной перспективе данное сопровождение не приведет к росту доходов областного бюджета. В связи с этим АКРА нейтрально оценивает введение казначейского сопровождения расходов бюджета Области.

Улучшение графика погашения долга и снижение расходов на его обслуживание. По состоянию на первое января текущего года примерно 46% долга областного бюджета подлежало погашению в 2018 году. В первом квартале 2018-го существенная часть долга была замещена среднесрочными банковскими кредитами (в основном с погашением в 2023-м), поэтому теперь в 2018-м должно быть погашено менее 7,3% долгового портфеля. На первое апреля 2018 года около 57% долга приходится на бюджетные кредиты с погашением в 2018–2024 годах. Рост доли бюджетных кредитов в структуре долга, а также снижение процентных ставок позволит Области в 2018-м почти вдвое снизить расходы на обслуживание долга по сравнению с 2017 годом.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета Области в 2018 году с дефицитом не более 3% налоговых и неналоговых доходов;
  • получение областным бюджетом в 2018 году налоговых доходов по налогу на прибыль и НДФЛ не ниже, чем в 2017 году;
  • соблюдение в 2018–2019 годах правил реструктуризации бюджетных кредитов 2017 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост ВРП Области и среднедушевых доходов темпами, опережающими средние по стране;
  • достижение устойчивого бездефицитного бюджета и дальнейшее уменьшение абсолютного размера долга;
  • рост налоговых и неналоговых доходов, превышающий 4% в год.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост доли обязательных расходов в составе бюджета и снижение операционного баланса до менее 12% регулярных доходов;
  • исполнение бюджета с дефицитом более 5%;
  • нарушение правил реструктуризации бюджетных кредитов.

Рейтинги выпусков

Обоснование кредитного рейтинга. Указанный ниже облигационный выпуск Костромской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Костромской области.

Ключевые характеристики выпуска

Регистрационный номер / ISIN: RU34007KOS0 / RU000A0JU6N4

Объем эмиссии / в обращении

4 млрд руб. / 450 млн руб.

Дата выпуска / дата погашения

28.09.2013 / 28.09.2018

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Костромской области и облигационного выпуска Костромской области (ISIN RU000A0JU6N4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Костромской области был опубликован АКРА 12.10.2017. Кредитный рейтинг государственным ценным бумагам Костромской области (ISIN RU000A0JU6N4) был присвоен впервые. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (10.04.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов в 2018 году.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Костромской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Костромской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Костромской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Администрации Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.