Тренинг по прогнозированию 17–18 сентября

АКРА присвоило ПАО «Промсвязьбанк» кредитный рейтинг на уровне АА-(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг ПАО «Промсвязьбанк» (далее — ПСБ, Банк) на уровне АА-(RU) обусловлен высокой вероятностью оказания ему экстраординарной поддержки органами власти РФ как ввиду степени влияния государства на кредитоспособность Банка, так и с учетом его системной значимости, которая возросла в связи с созданием на основе ПСБ опорного банка для осуществления операций по гособоронзаказу (далее — ГОЗ) и иным крупным государственным контрактам.

АКРА ожидает, что при реализации сценария системного экономического стресса и/или в случае существенного ухудшения показателей собственной кредитоспособности Банка государство предоставит ему достаточный объем экстраординарной поддержки в форме капитала и/или ликвидности для удовлетворения требований кредиторов. Данное рейтинговое действие основывалось на применении Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая системная значимость ПСБ выражается в значимых позициях, занимаемых им в банковской системе РФ и, как следствие, в потенциальных последствиях его дефолта, который может привести к кризису доверия как по отношению к российскому банковскому сектору в целом, так и к госбанкам РФ в частности, к возникновению системного банковского кризиса, а также создать существенные финансовые и репутационные риски для государства и риски социального характера. Оказанная Банку с декабря 2017-го по октябрь 2018-го государственная поддержка в значительном объеме (в том числе 330 млрд руб. в форме льготных кредитов ЦБ РФ; 250 млрд руб., полученных от продажи по номинальной стоимости проблемных активов АО Банк АВБ (далее — Автовазбанк), санируемому в Фонде консолидации банковского сектора; еще около 250 млрд руб., привлеченных в капитал) и его докапитализация, ожидаемая до конца 2018 года, также свидетельствуют о высокой системной значимости ПСБ.

Очень сильное влияние государства на кредитоспособность. Акционерный контроль принадлежит Российской Федерации, учитывая, что мажоритарным акционером ПСБ является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (доля в уставном капитале — более 99,99%; при этом ожидается, что в ноябре 2018 года доля достигнет 100%). Кроме того, в целях обеспечения дополнительного контроля со стороны государства создана межведомственная группа из представителей Федерального казначейства, Министерства финансов РФ и Банка России, которая ответственна за разработку стратегии Банка и контроль за ее реализацией, а также за процесс перевода в ПСБ кредитов ГОЗ из других кредитных организаций. АКРА не ожидает потери акционерного и операционного контроля над Банком со стороны государства в долгосрочном периоде ввиду статуса ПСБ как опорного банка для ГОЗ.

К другим факторам очень сильных связей Банка с государством АКРА относит: (1) готовность государства оказать ПСБ экстраординарную поддержку в форме капитала и/или ликвидности; (2) перечисленные выше факты оказания государственной поддержки в целях обеспечения адекватного уровня капитала и ликвидности, а также замещения оттоков клиентских средств.

Основными факторами, ограничивающими рейтинг ПСБ на уровне «паритет с РФ минус 3 ступени», являются значимая, но пока еще не доминирующая позиция Банка в сфере обслуживания предприятий оборонно-промышленного комплекса России, в том числе ввиду незавершенности процесса передачи ПСБ оборонных кредитов из других банков.

В настоящее время АКРА не оценивает собственную кредитоспособность Банка в связи с незавершенностью его полномасштабной трансформации. Утверждение новой стратегии развития и окончательное формирование в Банке ключевых органов управления ожидается до конца 2018 года, тогда как передача значительного объема оборонных кредитов в ПСБ — до конца 2019-го. В этой связи определение бизнес-профиля Банка, проведение стресс-тестирования достаточности капитала и оценка риск-профиля пока не представляется возможным. АКРА начнет присвоение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) в порядке регулярного мониторинга кредитного рейтинга ПСБ и по мере получения необходимой информации.

Вместе с тем отдельные показатели собственной кредитоспособности свидетельствуют о существенном улучшении финансового положения Банка благодаря оказанной в процессе санации финансовой поддержке. В частности, восстановлены показатели достаточности капитала (на 01.07.2018 Tier-1 превышал 18,6%, при этом на 01.10.2018 Н1.2 составил 14,1%), нормативы ликвидности выполняются со значительным запасом. Однако, несмотря на продажу Автовазбанку значительного объема плохих активов, качество кредитного портфеля ПСБ на 01.07.2018 оставалось низким (доля NPL90+ превышала 20% портфеля (полностью покрыта резервами), тогда как концентрация на 10 крупнейших группах заемщиков составляла 33% портфеля), а непрофильные активы все еще находились на балансе Банка (около 15% основного капитала по МСФО).

Ключевые допущения

  • осуществление мер государственной нефинансовой поддержки Банка;
  • предоставление достаточного объема капитала и ликвидности со стороны государственных структур;
  • утверждение новой стратегии развития и окончательное формирование ключевых органов управления Банка до конца 2018 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • повышение Агентством оценки поддержки со стороны государства ввиду усиления системной значимости Банка для экономики России в целом;
  • завершение процесса передачи ПСБ оборонных кредитов из других кредитных организаций.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного или операционного контроля над ПСБ со стороны государства;
  • существенное снижение уровня системной значимости Банка для экономики.

Компоненты рейтинга

ОСК: не присваивается.

Корректировки: поддержка от государства, паритет с РФ минус 3 ступени.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. Для определения отдельных факторов собственной кредитоспособности использовались элементы Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг был присвоен ПАО «Промсвязьбанк» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты рейтингового действия (26.10.2018).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных ПАО «Промсвязьбанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «Промсвязьбанк» по МСФО и отчетности ПАО «Промсвязьбанк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 24.11.2016 № 4212-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, ПАО «Промсвязьбанк» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «Промсвязьбанк», не выявлены.

АКРА оказывало ПАО «Промсвязьбанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.