Тренинг по СФ, 10–11 декабря

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Московской области на уровне AA(RU), прогноз «Стабильный», и ее облигаций — на уровне AA(RU)

Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и сбалансированной долговой нагрузкой при значительном объеме собственной ликвидности. В краткосрочном периоде высокий плановый рост капитальных расходов и дефицита бюджета не приведет к снижению кредитоспособности Области благодаря поддержанию сбалансированного профиля погашения долга (малая доля краткосрочного рыночного долга, средний срок погашения — три года).

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (3,7 трлн руб. в 2017 году, или порядка 5% суммарного российского валового регионального продукта, ВРП). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая диверсификация экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию предприятий машиностроительного сектора, доминирующей в Регионе отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета исторически составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2014–2018 годах) и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов (на 30% выше, чем в среднем по стране в течение анализируемого периода).

Масштабная программа капитальных вложений. Бюджет Московской области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений (выше 90% доходов бюджета без учета субвенций). Порядка 75% совокупных расходов составляют обязательные расходы, в связи с чем операционный баланс составлял более 20% регулярных доходов в среднем за 2015–2018 годы. Средняя доля капитальных расходов составляла 17% в 2014–2017 годах, и по итогам 2018–2019 годов запланированный масштабный рост капитальных вложений мог бы привести к ее росту более чем до 20%. В базовом сценарии мы ожидаем исполнения данных расходов на уровне не более 80%. Прирост капитальных расходов запланирован по разделам «Дорожное хозяйство», «ЖКХ», «Образование и здравоохранение» и наряду с ростом обязательных расходов может привести к значительному увеличению дефицита бюджета (до 7–12% доходов в 2019–2020 годах). Финансирование дефицита может осуществляться из средств собственного финансового резерва. Несмотря на его значительный объем (выше 10% доходов), вероятно, это потребует наращивания коммерческого долга.

Средний уровень долговой нагрузки в сочетании со сбалансированной структурой долга. По оценкам АКРА, в 2018–2019 годах совокупный долг Области может превысить 300% операционного баланса (соответствует существенному уровню риска) при условии полного исполнения текущей программы капитальных вложений. С точки зрения долговой нагрузки это компенсируется высоким качеством структуры долга. На дату анализа краткосрочный долг Региона составляет 9% его совокупного долга и примерно в 10 раз покрывается ожидаемым операционным балансом за вычетом процентных расходов, что соответствует минимальному риску рефинансирования.

Умеренный объем обязательств предприятий государственного сектора. Финансовая и коммерческая задолженность принадлежащих Области предприятий, которая может быть погашена из регионального бюджета в стрессовом сценарии, оценивается АКРА на конец 2018 года в 2 млрд руб. (менее 2% прямого долга Региона). Ожидаемое участие регионального бюджета в покрытии части расходов на достройку объектов обанкротившегося застройщика Urban Group учтено в анализе как часть обязательных расходов.

Избыточная ликвидность бюджета. Московская область регулярно размещает средства на депозитах в объеме, позволяющем покрывать расходы в течение одного-двух месяцев. Собственный объем ликвидности снизится в случае полного исполнения в 2018–2019 годах программы капитальных вложений, так как значительная часть средств на депозитах будет использована. Впрочем, в базовом прогнозе АКРА остатка средств будет достаточно, чтобы в случае необходимости компенсировать несовпадающую сезонность доходов и расходов.

Ключевые допущения

  • возможность частичного погашения задолженности предприятий госсектора за счет средств бюджета Области;
  • покрытие части расходов на достройку жилых объектов Urban Group;
  • исполнение 70–85% программы капитальных вложений в 2018–2019 годах;
  • финансирование более 50% прироста капитальных расходов долгосрочными заимствованиями или средствами, возникшими в результате прироста собственных доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • стабилизация ожидаемого уровня долговой нагрузки;
  • существенное превышение темпов роста экономики над среднероссийским уровнем.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня обязательных расходов;
  • длительное сохранение дефицита бюджета на уровне выше 5% доходов;
  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА(RU).

Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016 и 21.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (05.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.