АКРА подтвердило кредитный рейтинг ХМАО-Югры на уровне ААА(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Округа — на уровне AAA(RU)

Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой.

ХМАО-Югра расположен в Уральском федеральном округе. Регион одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1. В Округе проживает 1,7 млн человек. В 2017 году валовой региональный продукт (ВРП) Региона составил 3 511 млрд рублей (порядка 5% от суммарного ВРП субъектов РФ). По оценкам Региона, в 2018 году данный показатель составил 3 967 млрд рублей.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета. Долговой портфель полностью состоит из облигаций с погашением до 2024 года. Соотношение долга и операционного баланса на конец 2018 года составило 17% (минимальный уровень риска). Прогнозируемое увеличение данного показателя на конец 2019 года, по мнению АКРА, не приведет к изменению оценки долговой нагрузки Округа. Операционный баланс за вычетом процентных расходов многократно превысит объем погашаемого в течение 2019 года долга. Текущий (на 01.02.2019) объем остатков на счетах более чем в три раза превышает объем совокупной задолженности Округа на ту же дату и превышает среднемесячные расходы бюджета в 2018 году в 2,8 раза.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 47% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад добычи природных ископаемых в данный показатель составляет порядка 60%. По итогам одиннадцати месяцев 2018 года 90% налогов и сборов, собранных на территории Региона, направлялись в федеральный бюджет и только 10% поступало в консолидированный бюджет Округа. При этом поступления из Региона составили 26% совокупных налоговых доходов федерального бюджета за указанный период. ХМАО-Югра занимает третье место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения. Уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе существенно ниже среднероссийского показателя.

Высокая степень самодостаточности бюджета. С 2016 по 2019 год доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в среднем составит 97% совокупных доходов (без учета субвенций). Доля обязательных расходов (по методологии АКРА) в 2018 году составила 76% и на конец 2019 года снизится до 75%. В 2018 году сочетание высокой цены на нефть и низкого курса национальной валюты, не наблюдавшееся в предыдущие годы, привело к тому, что рублевая стоимость нефти находилась на высоком уровне. В результате в 2018 году поступления по налогу на прибыль в бюджет Округа существенно возросли — до 121 млрд рублей с 45 млрд рублей в 2017 году, что позволило исполнить бюджет с профицитом в 37 млрд рублей (14% ННД Региона).

Действующей редакцией закона о бюджете Округа на 2019 год предусмотрено снижение поступлений по налогу на прибыль почти вдвое (до 62 млрд рублей) и исполнение бюджета с дефицитом в 20 млрд рублей (11% ННД Региона), который планируется профинансировать за счет остатков средств, сформированных в 2018 году, не прибегая к долгосрочным заимствованиям. По оценкам АКРА, фактическое снижение поступлений по налогу на прибыль в 2019 году по сравнению с 2018-м может оказаться ниже прогнозируемого уровня.

Ключевые допущения

  • сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;
  • исполнение бюджета 2019 года с дефицитом не более 11% от уровня ННД, запланированного на 2019 год;
  • сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение расходов окружного бюджета на социальную сферу без соответствующего повышения доходов бюджета;
  • рост дефицита бюджета до 20% ННД в связи с недополучением ННД, запланированных на 2019 год;
  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ХМАО-Югра 34001 (ISIN RU000A0JUWB5), срок погашения — 13.10.2019, объем эмиссии — 14 млрд руб., — ААА(RU);

ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU);

ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JUWB5, RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза  в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ХМАО-Югры, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

_______________

[1] Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.