В отношении Республики Беларусь действует ДОЛГОСРОЧНЫЙ КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ НА УРОВНЕ B+, ПРОГНОЗ «РАЗВИВАЮЩИЙСЯ», В отношении облигаций Республики беларусь (RU000A1052U9) действуют КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКАЛЕ — B+, ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ — BBB-(RU)
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 04.09.2023 № 583/16 (далее — Постановление) были внесены изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.04.2022 № 212/10 и от 26.09.2022 № 643/20. Для владельцев еврооблигаций Республики Беларусь были в том числе уточнены следующие возможности:
-
обмен еврооблигаций на внутренние государственные облигации при условии аннулирования еврооблигаций;
-
выкуп еврооблигаций по цене в размере 30% от номинальной стоимости в целях их последующего аннулирования;
-
получение выплат по еврооблигациям в белорусских рублях.
Постановление охватывает пять выпусков еврооблигаций: Беларусь-2023 (XS1634369067), Беларусь-2026 (XS2120091991), Беларусь-2027 (XS1634369224), Беларусь-2030 (XS1760804184) и Беларусь-2031 (XS2120882183).
По информации Министерства финансов Республики Беларусь (далее — Министерство финансов), оно в полном объеме переводит эквивалент выплат по еврооблигациям в белорусских рублях на счета уполномоченного банка в рамках порядка, определенного постановлением от 06.04.2022 № 212/10.
По мнению АКРА, обмен еврооблигаций на внутренние облигации осложнен в связи с отсутствием официальных взаимоотношений с платежным агентом и иностранными депозитариями.
Выкуп еврооблигаций по цене ниже номинала не является вариантом исполнения обязательств, эквивалентным условиям эмиссии еврооблигаций.
Получение выплат в белорусских рублях, согласно Постановлению, будет доступно для ограниченного круга владельцев, а именно для тех, кто:
-
приобрел еврооблигации ранее 06.09.2022 (дата обусловлена прекращением исполнения функций регистратора, финансового, платежного и трансферного агента Citigroup Global Markets Europe AG и Citibank, N.A., London Branch);
-
не является резидентом недружественных стран, указанных в приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 № 209;
-
сможет обеспечить перевод еврооблигаций Министерству финансов в доверенный депозитарий (депозитарий-нерезидент), то есть имеющий корреспондентские отношения с РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и заключивший соглашение об осуществлении выплат с Министерством финансов.
Таким образом, предложенные варианты исполнения обязательств существенно ограничивают круг инвесторов, которые могут получить выплаты в белорусских рублях.
Кроме того, Постановлением предусмотрено изменение графиков доведения выплат процентного дохода по еврооблигациям до конечных владельцев по сравнению с графиками, установленными эмиссионной документацией: купонные выплаты по выпускам Беларусь-2026 (XS2120091991), Беларусь-2027 (XS1634369224), Беларусь-2030 (XS1760804184) и Беларусь-2031 (XS2120882183) будут доводиться до владельцев при погашении еврооблигаций.
По мнению АКРА, изменение условий выплат не связано с ухудшением кредитоспособности Республики Беларусь.
По информации Министерства финансов, обязательства по остальным государственным облигациям Республики Беларусь (внутренним выпускам и облигациям в российских рублях) осуществляются в сроки и в объемах, определенных эмиссионной документацией. Постановление не распространяется на выпуск облигаций Республики Беларусь в российских рублях (RU000A1052U9), поэтому, по оценке АКРА, не ухудшает положения их держателей.
Текущий кредитный рейтинг Республики Беларусь на уровне B+ учитывает неопределенность относительно стабильности экономики страны. Цены на основные экспортные товары страны в текущем году снижаются, объемы экспорта данных товаров отстают от докризисных, транспортные издержки возросли. Сектор информационных технологий, один из драйверов экономики страны ранее, продолжает сокращаться. Потребительский импорт увеличился на фоне роста кредитования домохозяйств. Запасы остаются приближенными к максимальным уровням. Положительными факторами являются восстановление промышленности, рост инвестиций, снижение инфляции, сокращение внешнего долга и удержание резервов в условиях сохранения выплат по внешнему государственному долгу в национальной валюте. Ключевым фактором, поддерживающим восстановление экономики страны, является продолжающаяся интеграция с Россией, в том числе торговая.
По мнению АКРА, «Развивающийся» прогноз отражает текущую неурегулированность вопроса выплат по еврооблигациям. АКРА продолжает наблюдение за доведением выплат по еврооблигациям страны до инвесторов. В случае сохранения существенных ограничений в отношении круга инвесторов, которые могут получить выплаты в белорусских рублях, а также в случае сохранения дополнительных ограничений по доведению купонных платежей до владельцев АКРА будет оценивать влияние складывающейся ситуации на кредитные рейтинги Республики Беларусь с учетом всей имеющейся информации.