В своей деятельности мы стремимся предоставлять качественный рейтинговый продукт пользователям российского рейтингового рынка и работаем над созданием высокопрофессиональной, технологичной и прозрачной компании, пользующейся устойчивым доверием со стороны инвестиционного сообщества
Команда Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства
Отчет о прозрачности содержит информацию о деятельности Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Отчет о прозрачности подготовлен в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 222-ФЗ. Отчет подлежит публикации на сайте АКРА в разделе «Регулярное раскрытие».
1. Информация об АКРА
1.1. Структура АКРА
АКРА состоит из следующих структурных блоков:
- Аналитический блок;
- Методологическая группа;
- Служба комплаенса и внутреннего контроля;
- Операционный блок;
- Дирекция по развитию бизнеса;
- Группа разработки аналитических сервисов.
В состав Аналитического блока входят аналитические группы, специализирующиеся
на определенных видах объектов рейтинга:
- Группа корпоративных рейтингов;
- Группа рейтингов финансовых институтов;
- Группа суверенных и региональных рейтингов;
- Группа рейтингов структурированных финансовых инструментов.
В состав Аналитического блока также входят Группа исследований и прогнозирования, одной из задач которой является подготовка аналитических исследований как в области макроэкономики, так и по отдельным отраслевым направлениям.
2. Внутренний контроль
Реализация задач внутреннего контроля осуществляется органами управления АКРА, Службой комплаенса и внутреннего контроля, рейтинговыми комитетами, методологическим комитетом, руководителями подразделений, а также иными работниками АКРА в рамках их компетенций в соответствии с требованиями внутренних документов АКРА.
Органы управления, а также все работники АКРА в своей деятельности руководствуются Федеральным законом № 222-ФЗ1, иными нормативными актами РФ, Уставом АКРА и внутренними документами АКРА.
Задачами внутреннего контроля АКРА являются:
- обеспечение достоверности присваиваемых кредитных рейтингов, независимости рейтинговой деятельности от любого политического и (или) экономического влияния;
- выявление и предотвращение конфликтов интересов, а также управление ими;
- обеспечение полноты, достоверности и своевременности составления и представления отчетности внешним и внутренним пользователям;
- управление рисками в деятельности АКРА, включая регуляторный риск;
- обеспечение эффективности деятельности АКРА.
1 Федеральный Закон от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
2.1. Кодекс этики и профессионального поведения и документационное обеспечение деятельности АКРА
Советом директоров АКРА утвержден Кодекс этики и профессионального поведения, содержащий описание основополагающих принципов, которыми руководствуются работники АКРА при осуществлении рейтинговой деятельности, а также при оказании дополнительных услуг.
Требования Кодекса этики и профессионального поведения учитываются при разработке внутренних политик, регламентов и процедур АКРА.
Все работники АКРА при приеме на работу, а также на ежегодной основе проходят обязательное ознакомление с Кодексом этики и профессионального поведения (https://www.acra-ratings.ru/compliance/97), а также с действующими политиками и регламентами.
2.2. Совет директоров
За Cоветом директоров закреплены следующие полномочия в рамках обеспечения внутреннего контроля:
-
оценка эффективности системы контроля за достоверностью присваиваемых кредитных рейтингов;
-
оценка эффективности мер и процедур, установленных для обеспечения предотвращения, выявления конфликтов интересов, управления ими и раскрытия информации о них;
-
контроль за соблюдением требований Федерального закона № 222-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, а также документов АКРА, в том числе за эффективностью осуществления функции пересмотра методологии;
-
утверждение планов работы Службы комплаенса и внутреннего контроля;
-
рассмотрение представляемых Службой комплаенса и внутреннего контроля отчетов;
-
принятие решений относительно мер по минимизации выявленных рисков, утверждение планов устранения недостатков и замечаний;
-
утверждение внутренних документов АКРА, направленных на организацию внутреннего контроля в АКРА и повышение его эффективности.
2.3. Служба комплаенса и внутреннего контроля
Служба комплаенса и внутреннего контроля является структурным подразделением АКРА, организационно подчиненным генеральному директору, функционально подчиненным и подотчетным в своей деятельности Совету директоров. Службу комплаенса и внутреннего контроля возглавляет ее руководитель.
Служба комплаенса и внутреннего контроля является органом внутреннего контроля в соответствии с требованиями Федерального закона № 222-ФЗ.
Генеральный директор АКРА обеспечивает условия для беспрепятственного и эффективного осуществления Службой комплаенса и внутреннего контроля своих функций. Функционирование Службы комплаенса и внутреннего контроля осуществляется на базе принципов, к которым относятся:
1. Независимость и беспристрастность
- АКРА обеспечивает положение Службы комплаенса и внутреннего контроля, позволяющее выполнять свои функции без предвзятости и вмешательства со стороны работников АКРА, не являющихся работниками Службы комплаенса и внутреннего контроля, органов управления, а также акционеров и лиц, осуществляющих над АКРА контроль или оказывающих на АКРА значительное влияние.
- Работники Службы комплаенса и внутреннего контроля не вправе совмещать свою деятельность с работой в других подразделениях АКРА, которая может повлиять на их независимость, а также с работой в органах управления. Работа сотрудников Службы комплаенса и внутреннего контроля по совместительству в иных организациях не допускается.
- Руководитель Службы комплаенса и внутреннего контроля имеет право беспрепятственно взаимодействовать с Советом директоров (или с независимыми членами Совета директоров, при необходимости) и по собственной инициативе докладывать Совету директоров (или независимым членам Совета директоров, при необходимости) о вопросах и проблемах, возникающих в ходе осуществления Службой комплаенса и внутреннего контроля своих функций, и предложениях по их решению.
- Служба комплаенса и внутреннего контроля на регулярной основе представляет отчеты по результатам проводимых проверок, а также по выявленным рискам и нарушениям, требующим принятия соответствующих мер, на рассмотрение Совета директоров.
- Служба комплаенса и внутреннего контроля осуществляет контроль за эффективностью принятых по результатам проверок мер со стороны подразделений и органов управления АКРА, направленных на снижение уровня выявленных рисков.
- Служба комплаенса и внутреннего контроля не осуществляет деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением независимой проверки аудиторской организацией или проверки со стороны Совета директоров.
- АКРА обеспечивает решение поставленных перед Службой комплаенса и внутреннего контроля задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и работников АКРА, не являющихся работниками Службы комплаенса и внутреннего контроля, а также акционеров и лиц, осуществляющих над АКРА контроль или оказывающих на АКРА значительное влияние.
- Вознаграждение работников Службы комплаенса и внутреннего контроля не зависит от финансовых результатов деятельности АКРА.
- Служба комплаенса и внутреннего контроля разрабатывает внутренние документы, планы, методики и процессы осуществления проверочных мероприятий самостоятельно и не должна согласовывать их с проверяемыми подразделениями.
2. Объективность и этические стандарты
- В своей деятельности сотрудники Службы комплаенса и внутреннего контроля соблюдают Кодекс этики и профессионального поведения АКРА и не должны допускать влияния потенциальных конфликтов интересов на объективность их профессионального суждения в процессе реализации функций внутреннего контроля.
3. Постоянство деятельности
- Служба комплаенса и внутреннего контроля действует на постоянной основе и входит в организационную структуру АКРА.
- Состав Службы комплаенса и внутреннего контроля формируется на постоянной основе и включает в себя только штатных работников АКРА.
- Численность работников Службы комплаенса и внутреннего контроля, ее технологическое обеспечение и структура должны соответствовать масштабу бизнеса АКРА.
4. Профессиональная компетентность
- Руководитель Службы комплаенса и внутреннего контроля при его назначении на должность, а также в течение всего периода осуществления им своих полномочий должен соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным частью 1 статьи 7 Федерального закона № 222-ФЗ.
- Профессиональная компетентность работников Службы комплаенса и внутреннего контроля поддерживается на должном уровне посредством периодического обучения и повышения квалификации.
2.4. Рейтинговый комитет
Рейтинговый комитет представляет собой группу рейтинговых аналитиков, включая председателя рейтингового комитета, принимающую решение о рейтинговых действиях.
Членом рейтингового комитета может быть работник аналитического блока АКРА, удовлетворяющий требованиям к знаниям и профессиональному опыту, прошедший оценку знаний и компетенций в соответствии с требованиями внутренних документов АКРА.
Формирование рейтингового комитета производится с учетом требований по отсутствию фактического или потенциального конфликта интересов у членов рейтингового комитета в отношении объекта рейтинга, рассматриваемого на заседании рейтингового комитета. Контроль за отсутствием у членов рейтингового комитета фактического или потенциального конфликта интересов возлагается на председателя рейтингового комитета и на Службу комплаенса и внутреннего контроля.
2.5. Методологическая группа и методологический комитет
В АКРА на постоянной основе функционирует Методологическая группа — структурное подразделение, осуществляющее разработку, тестирование, валидацию и актуализацию методологий, контроль за применением методологий в рейтинговой деятельности, а также отвечающее за оценку корректности применения методологии. Методологическая группа организационно подчинена генеральному директору, функционально подчинена и подотчетна в своей деятельности Совету директоров.
Утверждение и пересмотр методологии осуществляются решением методологического комитета — постоянно действующего коллегиального органа, состоящего из членов Методологической группы.
Валидацию и тестирование методологий осуществляет работник Методологической группы, не входящий в методологический комитет и не принимающий участие в разработке методологий.
Методологическая группа представляет отчеты о своей деятельности на рассмотрение Совету директоров.
3. Результаты ежегодной проверки АКРА органом внутреннего контроля
Рейтинговая деятельность, осуществляемая АКРА, соответствует требованиям законодательства РФ и внутренних документов АКРА.
В ходе рейтингового процесса применяются контрольные процедуры, направленные на выявление конфликтов интересов, а также на обеспечение независимости рейтинговой деятельности от политического или экономического влияния в соответствии с требованиями Федерального закона № 222-ФЗ, подзаконных актов Банка России и внутренних документов АКРА. Действующие контрольные процедуры оцениваются как адекватные. Конфликты интересов в ходе рейтингового процесса не выявлены.
По итогам проверки выявлены отдельные недостатки в части наличия, состава и структуры контрольных процедур, направленных на обеспечение надлежащего выполнения операционных и аналитических процессов агентства. План устранения выявленных недостатков утвержден Советом директоров и находится в процессе выполнения.
4. Статистика о распределении рейтинговых аналитиков
Таблица 1. Статистическая информация о распределении рейтинговых аналитиков по видам объектов рейтинга и рейтинговым действиям по присвоению и пересмотру кредитных рейтингов, совершенных за 2018 год
№ |
Вид объекта рейтинга |
Количество рейтинговых |
Количество рейтинговых аналитиков, участвовавших в осуществлении |
---|---|---|---|
1 |
Банки |
18 |
18 |
2 |
Нефинансовые компании (включая холдинги) |
17 |
19 |
3 |
Лизинговые компании |
8 |
10 |
4 |
Страховые компании |
11 |
10 |
5 |
Другие небанковские финансовые компании |
5 |
11 |
6 |
Долговые инструменты2 |
22 |
22 |
7 |
Структурированные финансовые инструменты3 |
10 |
0 |
8 |
Суверенные рейтинги |
10 |
19 |
Все рейтинговые аналитики в АКРА могут участвовать в присвоении и пересмотре кредитных рейтингов.
2Долговые инструменты — размещенные по открытой подписке выпуски муниципальных облигаций Субъектов Федерации и муниципальных образований, а также корпоративных облигаций нефинансовых компаний, банков, небанковских финансовых организаций и других эмитентов за исключением инструментов структурированного финансирования.
3Структурированные финансовые инструменты – это долговые инструменты, которые обычно отличаются наличием следующих атрибутов:
- эмитент, отвечающий требованиям ограниченного риска банкротства;
- гранулированный портфель как основной источник обеспечения эмиссии;
- транширование (очередность исполнения обязательств по облигациям разных выпусков и (или) денежных обязательств по договорам, которые обеспечиваются за счет одного и того же портфеля обеспечения);
- отсутствие полного кредитного замещения (гарантий, поручительств со стороны третьих лиц).
5. Ротация рейтинговых аналитиков
5.1. Требования к ротации ведущих аналитиков
АКРА обеспечивает процедуру ротации (смены ведущих рейтинговых аналитиков, участвующих в подготовке кредитного рейтинга и (или) прогноза по кредитному рейтингу в отношении одного объекта рейтинга).
Ведущим рейтинговым аналитикам запрещается участвовать в рейтинговых действиях, связанных с данным объектом рейтинга, более четырех лет подряд, а в отношении суверенных рейтингов — более пяти лет подряд.
Ведущие рейтинговые аналитики, прекратившие участие в рейтинговых действиях, связанных с объектом рейтинга, в связи с ротацией, не вправе участвовать в рейтинговых действиях в отношении этого объекта рейтинга в течение двух лет с момента ротации.
5.2. Информация о ротации ведущих рейтинговых аналитиков в 2018 году
Обязательная ротация ведущих рейтинговых аналитиков в 2018 году не проводилась, в связи с не наступлением срока обязательной ротации.
6. Политика хранения документации
АКРА осуществляет хранение внутренних данных и документов, которые использовались при присвоении Кредитных рейтингов, в течение сроков, определяемых Банком России, но не менее пяти лет, и обеспечивает их полноту, точность и достоверность для возможности проверки корректности выполненных Рейтинговых действий. Хранение внутренних данных и документов осуществляется в целях обеспечения объективности Рейтинговой деятельности, а также для поддержки процессов внутреннего аудита, комплаенс-контроля и контроля качества.
АКРА обеспечивает хранение в течение сроков, определенных требованиями Банка России, в том числе следующий информации и данных:
- информации по составу рейтинговых комитетов, пакета документов и данных, на основании которых было принято решение о совершении рейтингового действия, а также протокола заседания рейтингового комитета;
- всей первичной информации, на основании которой осуществлялся рейтинговый анализ, в т. ч. документов и информации, предоставленных рейтингуемыми лицами, сообщений электронной почты, протоколов рейтинговых встреч, иной информации;
- методологий, моделей, валидационных отчетов с сохранением их версионности;
- информации по взаимодействию с клиентами в рамках заключения договоров, договоров об осуществлении рейтинговых действий и оказании дополнительных услуг;
- переписка с регулирующими органами;
- материалов органов управления;
- внутренних документов АКРА.
Информация и данные, относящиеся к аналитической деятельности, разработке и валидации методологий, хранятся на специально выделенных ИТ-ресурсах, отделенных от ИТ-ресурсов с информацией по договорам и получаемым вознаграждениям за присвоение рейтингов.
Доступ к ИТ-ресурсам АКРА предоставляется с соблюдением принципов «китайской стены» и «необходимо знать»4.
В АКРА назначен Менеджер по информационной безопасности, отвечающий за осуществление мероприятий по информационной безопасности, соблюдение в АКРА режима конфиденциальности информации, требований законодательства РФ, а также требований Банка России к сохранности и защите информации, полученной в процессе деятельности АКРА.
7. Информация о выручке
Таблица 2. Данные о выручке за период с 1 января по 31 декабря 2018 года
Выручка АКРА от рейтинговой деятельности, тыс. руб. (без НДС) |
469 901 |
Выручка АКРА от предоставления дополнительных5 услуг, тыс. руб. (без НДС) |
48 119 |
Выручка АКРА за 2018 год (общая сумма), тыс. руб. (без НДС) |
518 020 |
________________________________
4 Указанные принципы описаны в Политике по работе с конфиденциальной информаций, доступной по ссылке https://www.acra-ratings.ru/compliance/72.
5 Перечень согласованных Банком России дополнительных услуг доступен по ссылке https://www.acra-ratings.ru/compliance/122.
8. Обязательное обучение рейтинговых аналитиков
Для поддержания необходимого уровня знаний рейтинговые аналитики прошли в 2018 году обязательное обучение в количестве часов, определенном внутренними документами АКРА.