В своей деятельности мы стремимся предоставлять качественный рейтинговый продукт пользователям российского рейтингового рынка и работаем над созданием высокопрофессиональной, технологичной и прозрачной компании, пользующейся устойчивым доверием со стороны инвестиционного сообщества
Команда Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства
Отчет о прозрачности содержит информацию о деятельности Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Отчет о прозрачности подготовлен в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 222-ФЗ1. Отчет подлежит публикации на сайте АКРА в разделе «Регулярное раскрытие».
1 Федеральный Закон от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменений в статью 76.1 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
1.Информация об АКРА
1.1. Структура АКРА
АКРА состоит из следующих структурных блоков:
- аналитический блок;
- методологическая группа;
- служба комплаенса и внутреннего контроля (далее — СКиВК);
- операционный блок;
- дирекция по развитию бизнеса;
- дирекция по международному развитию;
- ИТ-служба;
- филиал АКРА (АО) в Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА), Казахстан.
В состав аналитического блока входят аналитические группы, специализирующиеся на определенных видах объектов рейтинга:
- группа корпоративных рейтингов;
- группа рейтингов финансовых институтов;
- группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа;
- группа региональных рейтингов;
- группа рейтингов структурированных финансовых инструментов;
- группа рейтингов проектного финансирования и инфраструктуры;
- группа оценки рисков устойчивого развития;
- группа рейтингов исламского финансирования.
2. Внутренний контроль
Состав органов, осуществляющих внутренний контроль, порядок их образования и полномочия определены в соответствии с Уставом АКРА и соответствуют характеру и масштабу деятельности АКРА.
В соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами АКРА, внутренний контроль в АКРА осуществляют:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров АКРА;
- генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
- главный бухгалтер и его заместитель;
- СКиВК;
- офицер по информационной безопасности (офицер ИБ);
- должностное лицо, ответственное за осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона №224-ФЗ;
- рейтинговый комитет;
- методологический комитет;
- специалист по охране труда;
- иные структурные подразделения и работники АКРА в пределах их компетенции и в соответствии с внутренними документами АКРА.
2.1 ФУНКЦИИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
Общее собрание акционеров
- определение количественного состава совета директоров АКРА, избрание его членов, досрочное прекращение их полномочий, установление размеров, выплачиваемых членам совета директоров вознаграждений и компенсаций;
- утверждение аудиторской организации АКРА;
- утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- принятие решений об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных ст. 83 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 79 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
- утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов АКРА.
Совет директоров
- контроль за соблюдением требований Федерального закона № 222-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, а также внутренних нормативных документов АКРА, в том числе контроль за эффективностью осуществления функции пересмотра методологии;
- оценка эффективности системы контроля за достоверностью присваиваемых кредитных рейтингов;
- оценка эффективности мер и процедур, установленных для обеспечения предотвращения, выявления конфликтов интересов, управления ими и раскрытия информации о них;
- образование исполнительного органа АКРА (назначение генерального директора), определение срока полномочий генерального директора, досрочное прекращение полномочий генерального директора, установление размеров выплачиваемых генеральному директору вознаграждений и компенсаций, согласование совмещения генеральным директором должностей в органах управления других организаций;
- избрание председателя совета директоров и его заместителей;
- создание консультативно-совещательных органов совета директоров, определение их количественного состава, назначение их членов, утверждение положений, регулирующих деятельность таких органов;
- организация и контроль за осуществлением внутреннего контроля в АКРА, включая утверждение планов работы СКиВК и рассмотрение отчетов о результатах деятельности СКиВК;
- выявление недостатков в функционировании органов, осуществляющих внутренний контроль, и принятие мер по совершенствованию внутренних документов АКРА и мероприятий внутреннего контроля, в том числе с учетом рекомендаций СКиВК, иных органов, структурных подразделений и работников АКРА в сфере их компетенции, путем рассмотрения вопросов и принятия соответствующих решений на заседаниях совета директоров;
- утверждение внутренних документов АКРА в соответствии с требованиями законодательства и Устава АКРА.
Генеральный директор
- утверждение штата, определение организационной структуры, издание приказов и распоряжений, направление указаний, обязательных для исполнения всеми работниками АКРА, предложение инициатив, касающихся деятельности АКРА;
- организация и обеспечение выполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров АКРА;
- вынесение вопросов на рассмотрение совета директоров, обеспечение подготовки необходимых материалов, предложений и проектов решений для заседания совета директоров и общего собрания акционеров;
- назначение на должность и освобождение от должности лицо, осуществляющее, в том числе временно, функции руководителя СКиВК;
- утверждение внутренних документов АКРА в соответствии с Уставом АКРА.
Главный бухгалтер и его заместитель
- организация работы по постановке и ведению бухгалтерского и налогового учета и формированию отчетности АКРА в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении АКРА;
- формирование в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете учетных политик АКРА (в том числе для целей налогообложения), исходя из специфики условий деятельности;
- осуществление контроля за:
- законностью, своевременностью и правильностью оформления первичных учетных документов, применяемых при осуществлении бухгалтерского и налогового учета и подготовке отчетности АКРА;
- соблюдением АКРА требований действующего законодательства Российской Федерации в области валютных операций;
- соответствием осуществляемых АКРА хозяйственных операций законодательству Российской Федерации;
- своевременностью и правильностью проведения безналичных расчетов (внутрироссийских и международных);
- движением имущества и выполнением обязательств АКРА;
- обеспечение своевременного перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, иных платежей, осуществляемых АКРА.
- организация учета финансовых, расчетных, хозяйственных и иных операций, результатов хозяйственно-финансовой деятельности АКРА, поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременного отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением указанных средств и ценностей, а также организация учета всех видов расходов АКРА;
- обеспечение соблюдения финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других списаний;
- обеспечение своевременной подготовки достоверной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности и предоставления этой отчетности в установленном порядке в соответствующие органы;
- обеспечение сохранности бухгалтерских документов и их передача на архивное хранение в установленном порядке.
СКиВК
- мониторинг соблюдения АКРА и его работниками требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а также внутренних документов АКРА, мониторинг управления регуляторными рисками, конфликтами интересов;
- предупреждение и предотвращение нарушений со стороны АКРА и его работников требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а также внутренних документов АКРА, предотвращение конфликтов интересов;
- проведение проверок соблюдения АКРА и его работниками требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а также внутренних документов АКРА;
- подготовка и направление совету директоров отчетов о деятельности СКиВК в соответствии с требованиями Положения о службе комплаенса и внутреннего контроля;
- участие в разработке внутренних документов АКРА, определяющих порядок и процедуры внутреннего контроля;
- координация и участие в разработке комплекса мер по управлению регуляторными рисками и иными рисками, присущими деятельности АКРА, а также по управлению конфликтами интересов;
- участие в рассмотрении поступивших в АКРА жалоб (обращений, заявлений), касающихся нарушения АКРА и его работниками требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а также внутренних документов АКРА, а также систематизация информации о таких жалобах (обращениях, заявлениях) и об их рассмотрении;
- участие в рамках своей компетенции во взаимодействии с пользователями кредитных рейтингов, профессиональными объединениями, Банком России;
- повышение эффективности контрольных процедур;
- разработка мер по минимизации рисков, выявленных в результате осуществления внутреннего контроля, и мониторинг исполнения данных мер.
Офицер ИБ
- организация и обеспечение функционирования системы информационной безопасности АКРА, деятельность которой направлена на сохранение конфиденциальности информации, полученной АКРА от клиентов, и информации, полученной в процессе деятельности АКРА, в том числе информации, представляющей собой персональные данные и являющейся коммерческой тайной;
- выявление существующих или потенциальных рисков информационной безопасности информационных активов АКРА, предложение способов минимизации таких рисков;
- обеспечение соответствия внутренних документов АКРА в области информационной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, приказов ФСБ и ФСТЭК.
Должностное лицо, ответственное за осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона №224-ФЗ2
- контроль за порядком доступа к инсайдерской информации АКРА;
- контроль за составлением, актуализацией и раскрытием перечня инсайдерской информации АКРА;
- контроль за соблюдением инсайдерами АКРА операций с финансовыми инструментами;
- контроль за соблюдением требований к порядку и срокам раскрытия инсайдерской информации АКРА, подлежащей раскрытию в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона №224-ФЗ;
- контроль ведения списка инсайдеров АКРА, направления уведомлений о включении в список инсайдеров / исключении из него;
- разработка правил внутреннего контроля, направленных на предотвращение, выявление и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и/или манипулирования рынком;
- участие в разработке внутренних нормативных документов АКРА, связанных с противодействием неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- взаимодействие с Банком России по вопросам, связанным с противодействием неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
2 Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2019).
Рейтинговый комитет
Председатель рейтингового комитета в рамках осуществления внутреннего контроля обязан выполнять следующие функции:
- контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России и внутренних документов АКРА при подготовке и проведении заседания рейтингового комитета и при оформлении его решений;
- контроль корректности применения методологии при осуществлении рейтингового действия, а в случае отступления от методологии обеспечивать документирование причин отступления;
- контроль предоставления и рассмотрения в ходе заседания рейтингового комитета всей информации и всех документов, необходимых для принятия решения о рейтинговом действии в соответствии с используемой методологией и иными внутренними документами АКРА;
- контроль недопущения фактического или потенциального конфликта интересов со стороны членов рейтингового комитета;
- обеспечение документирования хода (итогов) заседания рейтингового комитета в протоколе заседания рейтингового комитета;
- информирование руководителя СКиВК обо всех нарушениях требований Положения о рейтинговом комитете, требований нормативных актов Российской Федерации или требований Банка России.
Методологический комитет
Помимо обязанностей члена методологического комитета, председатель методологического комитета выполняет следующие функции:
- мониторинг фактов отступления и анализ причин отступления от методологии при проведении рейтингового анализа;
- обеспечение своевременности пересмотра методологии в соответствии с требованиями законодательства;
- контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, внутренних документов АКРА при подготовке и проведении заседания методологического комитета и при оформлении его решений;
- контроль недопущения фактического или потенциального конфликта интересов со стороны членов методологического комитета;
- обеспечение документирования хода (итогов) заседания методологического комитета в протоколе заседания методологического комитета.
Специалист по охране труда
- участие в разработке и контроле за функционированием системы охраны труда в АКРА в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами деятельности АКРА, межгосударственными и национальными стандартами в сфере безопасности и охраны труда;
- участие в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в АКРА на основе мониторинга изменений законодательства и с учетом передового опыта в области охраны труда и модернизации технического оснащения АКРА, а также исходя из целей и задач АКРА;
- осуществление контроля за соблюдением сотрудниками АКРА законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведение профилактической работы по предупреждению производственных травм и профессиональных заболеваний, выполнение мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда, при возникновении необходимости предоставление работникам установленных компенсаций, связанных с неблагоприятными условиями труда;
- осуществление контроля за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты;
- участие в осуществлении контроля за исполнением бюджета АКРА в сфере охраны труда и проведение оценки эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей;
- разработка предложений по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий труда и по его охране;
- осуществление контроля за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий труда и его охране.
Иные структурные подразделения и работники АКРА в пределах их компетенции и в соответствии с внутренними документами АКРА
Система внутреннего контроля обеспечивает формализацию основных процессов АКРА, включая назначение ответственных за процесс лиц и подразделений.
Каждый сотрудник АКРА участвует в осуществлении внутреннего контроля в зависимости от характера выполняемой работы и должностных обязанностей, зафиксированных в должностных инструкциях.
Органы управления, а также все работники АКРА в своей деятельности руководствуются Федеральным законом № 222-ФЗ, иными нормативными актами Российской Федерации, Уставом и внутренними документами АКРА.
2.2 ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Основными задачами внутреннего контроля АКРА являются:
- обеспечение достоверности присваиваемых кредитных рейтингов, независимости рейтинговой деятельности от любого политического и/или экономического влияния;
- выявление и предотвращение конфликтов интересов, а также управление ими;
- обеспечение полноты и достоверности отчетности, своевременности ее составления и предоставления внешним и внутренним пользователям;
- управление рисками, связанными с деятельностью АКРА, включая регуляторные риски;
- обеспечение эффективности деятельности АКРА.
2.3 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОРГАНОВ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Функционирование органов, входящих в систему внутреннего контроля, осуществляется на базе следующих основных принципов:
- Независимость и беспристрастность
АКРА обеспечивает функционирование всех органов, выполняющих функции внутреннего контроля, без предвзятости и возможности вмешательства сторонних лиц.
- Объективность и этические стандарты
В своей деятельности сотрудники органов и подразделений, входящих в систему внутреннего контроля, соблюдают Кодекс этики и профессионального поведения АКРА и не должны допускать влияния потенциальных конфликтов интересов на объективность их профессионального суждения в процессе реализации функций внутреннего контроля.
- Постоянство и непрерывность деятельности
Внутренний контроль в АКРА осуществляется на постоянной основе и охватывает все области деятельности АКРА.
- Профессиональная компетентность
Сотрудники органов и подразделений, входящих в систему внутреннего контроля, при назначении на должность, а также в течение всего периода работы должны соответствовать требованиям к деловой репутации, а также квалификационным требованиям, установленным в Федеральном законе № 222-ФЗ. Сотрудники, осуществляющие внутренний контроль, поддерживают профессиональную компетентность на должном уровне за счет регулярного обучения и мероприятий по повышению квалификации.
3. Результаты ежегодной проверки АКРА органом внутреннего контроля
Рейтинговая деятельность, осуществляемая АКРА, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и внутренних документов АКРА.
В ходе рейтингового процесса применяются контрольные процедуры, направленные на выявление конфликтов интересов, а также на обеспечение независимости рейтинговой деятельности от политического или экономического влияния в соответствии с требованиями Федерального закона № 222-ФЗ, подзаконных актов Банка России и внутренних документов АКРА. Действующие контрольные процедуры оцениваются как адекватные. Конфликты интересов в ходе рейтингового процесса не выявлены.
По итогам проверки выявлены отдельные недостатки в части наличия, состава и структуры контрольных процедур, направленных на обеспечение надлежащего выполнения операционных и аналитических процессов агентства. План устранения выявленных недостатков утвержден советом директоров и находится в процессе выполнения.
4. Статистика распределения рейтинговых аналитиков
Таблица 1. Статистическая информация о распределении рейтинговых аналитиков по видам объектов рейтинга и рейтинговым действиям по присвоению и пересмотру кредитных рейтингов, совершенных за 2019 год
№ |
Вид объекта рейтинга |
|
|
1 |
Банки |
16 |
21 |
2 |
Нефинансовые компании (включая холдинги) |
16 |
16 |
3 |
Лизинговые компании |
9 |
13 |
4 |
Страховые компании |
12 |
12 |
5 |
Другие небанковские финансовые компании |
13 |
9 |
6 |
Долговые инструменты3 |
32 |
28 |
7 |
Структурированные финансовые инструменты4 |
7 |
8 |
8 |
Суверенные рейтинги |
11 |
19 |
9 |
Международные финансовые организации |
8 |
0 |
3 Долговые инструменты — размещенные по открытой подписке выпуски муниципальных облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также корпоративных облигаций нефинансовых компаний, банков, небанковских финансовых организаций и других эмитентов, а также инструменты проектного финансирования за исключением инструментов структурированного финансирования.
4 Структурированные финансовые инструменты — это долговые инструменты, которые обычно отличаются наличием следующих атрибутов:
- эмитент, отвечающий требованиям ограниченного риска банкротства;
- гранулированный портфель как основной источник обеспечения эмиссии;
- транширование (очередность исполнения обязательств по облигациям разных выпусков и/или денежных обязательств по договорам, которые обеспечиваются за счет одного и того же портфеля обеспечения);
- отсутствие полного кредитного замещения (гарантий, поручительств со стороны третьих лиц).
Все рейтинговые аналитики АКРА могут участвовать в присвоении и пересмотре кредитных рейтингов.
5. Ротация рейтинговых аналитиков
5.1. Требования к ротации ведущих аналитиков
АКРА обеспечивает процедуру ротации — смену ведущих рейтинговых аналитиков, участвующих в подготовке к рейтинговому действию в отношении одного объекта рейтинга.
Ведущим рейтинговым аналитикам запрещается участвовать в рейтинговых действиях, связанных с данным объектом рейтинга, более четырех лет подряд, а в отношении суверенных рейтингов — более пяти лет подряд.
Ведущие рейтинговые аналитики, прекратившие участие в рейтинговых действиях, связанных с объектом рейтинга, в связи с ротацией, не вправе участвовать в рейтинговых действиях в отношении этого объекта рейтинга в течение двух лет с момента ротации.
5.2. Информация о ротации ведущих рейтинговых аналитиков в 2019 году
Обязательная ротация ведущих рейтинговых аналитиков в 2019 году не проводилась в связи с ненаступлением срока обязательной ротации.
6. Политика хранения документации
АКРА осуществляет хранение внутренних данных и документов, которые использовались в том числе в рейтинговой деятельности, в течение сроков, определяемых Банком России (но не менее пяти лет), и обеспечивает их полноту, точность и достоверность для возможности проверки корректности выполненных рейтинговых действий. Хранение внутренних данных и документов осуществляется для обеспечения объективности рейтинговой деятельности, а также для поддержки процессов и процедур внутреннего контроля и их эффективности.
АКРА обеспечивает хранение в течение сроков, определенных требованиями Банка России, в том числе следующий информации и данных:
- информации о составе рейтинговых комитетов, пакета документов и данных, на основании которых было принято решение о совершении рейтингового действия, а также протокола заседания рейтингового комитета;
- всей первичной информации, на основании которой осуществлялся рейтинговый анализ, в том числе документов и информации, предоставленных рейтингуемыми лицами, сообщений электронной почты, протоколов рейтинговых встреч, иной информации;
- методологий, моделей, валидационных отчетов с сохранением предыдущих версий;
- информации по взаимодействию с клиентами в рамках заключения договоров об осуществлении рейтинговых действий и оказании дополнительных услуг, а также иных договоров;
- переписки с регулирующими органами;
- материалов, рассматриваемых органами управления;
- внутренних документов АКРА.
Информация и данные, относящиеся к аналитической деятельности, разработке и валидации методологий, хранятся на специально выделенных ИТ-ресурсах, отделенных от ИТ-ресурсов с информацией о договорах и получаемом вознаграждении за рейтинговые услуги.
Доступ к ИТ-ресурсам АКРА предоставляется с соблюдением принципов «китайской стены» и «необходимо знать»5.
В АКРА назначен офицер по ИБ, отвечающий за осуществление мероприятий по информационной безопасности, соблюдение в АКРА режима конфиденциальности информации, требований законодательства Российской Федерации, а также требований Банка России к сохранности и защите информации, полученной в процессе деятельности АКРА.
5 Указанные принципы описаны в Политике по работе с конфиденциальной информаций, доступной по ссылке https://www.acra-ratings.ru/compliance/72.
7. Информация о выручке
Таблица 2. Данные о выручке за период с 1 января по 31 декабря 2019 года
Выручка АКРА от рейтинговой деятельности, тыс. руб. (без НДС) |
467 758 |
Выручка АКРА от предоставления дополнительных6 услуг, тыс. руб. (без НДС) |
9 093 |
Выручка АКРА за 2019 год (общая сумма), тыс. руб. (без НДС) |
476 851 |
6 Перечень согласованных Банком России дополнительных услуг доступен по ссылке https://www.acra-ratings.ru/compliance/122.
8. Обязательное обучение рейтинговых аналитиков
Для поддержания необходимого уровня знаний рейтинговые аналитики прошли в 2019 году обязательное обучение в количестве часов, определенном внутренними документами АКРА.