1. Общие положения
1.1. Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество), далее — АКРА, обеспечивает полное, точное, своевременное и понятное для инвесторов и других пользователей Кредитных рейтингов раскрытие всей необходимой информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 №222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон о рейтинговых агентствах), подзаконных актов Банка России, а также Кодекса этики и профессионального поведения АКРА.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЙ
2.1. АКРА — Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество).
2.2. Аналитический блок — совокупность структурных подразделений АКРА, в основные задачи работников которых входит проведение Рейтингового анализа.
2.3. Апелляция — мотивированное несогласие с решением Рейтингового комитета со стороны Рейтингуемого лица (внешняя Апелляция) или члена Рейтингового комитета (внутренняя Апелляция).
2.4. Ведущий рейтинговый аналитик — Рейтинговый аналитик, основные обязанности которого включают в себя взаимодействие с Рейтингуемым лицом в отношении конкретного Кредитного рейтинга, подготовку документов и предложений для Рейтингового комитета в отношении такого Кредитного рейтинга.
2.5. Конфликт интересов — ситуация, при которой интересы (прямые или косвенные) АКРА, его акционеров, Рейтинговых аналитиков, иных работников АКРА и лиц, осуществляющих над ним контроль или оказывающих на него значительное влияние, может негативно повлиять на независимость или объективность АКРА (в т.ч. при присвоении Кредитных рейтингов или Прогнозов по кредитным рейтингам), а также повлечь иные негативные последствия для пользователей кредитных рейтингов, включая кредиторов и инвесторов, АКРА, работников АКРА и/или Рейтингуемых лиц.
2.6. Кредитный рейтинг — мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и/или о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.
2.7. Кредитный рейтинг инструментов и обязательств структурированного финансирования— мнение АКРА о вероятности и величине потерь по рейтингуемым обязательствам специализированного общества (или подобных эмитентов и Рейтингуемых лиц), которые зависят от способности специализированного общества исполнять свои финансовые обязательства, обеспеченные залогом денежных требований и/или залогом иного имущества, принадлежащего этому специализированному обществу и/или третьим лицам. Кредитный рейтинг инструментов и обязательств структурированного финансирования является видом Кредитного рейтинга.
2.8. Методология (Рейтинговая методология) — внутренний документ АКРА, определяющий принципы и формы анализа количественных и качественных факторов и применения моделей и ключевых рейтинговых предположений, на основании которых принимается решение о Рейтинговом действии.
2.9. Незапрошенный кредитный рейтинг — Кредитный рейтинг, присвоенный АКРА без заключения договора с Рейтингуемым лицом.
2.10. Объект рейтинга — Рейтингуемое лицо и/или его финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) или финансовые инструменты.
2.11. Ожидаемый кредитный рейтинг — мнение АКРА о способности Рейтингуемого лица (специализированного общества) исполнить обязательства по конкретным выпускаемым им долговым финансовым инструментам, в том числе инструментам и обязательствам структурированного финансирования, выраженное с использованием рейтинговой категории по определенной рейтинговой шкале, сделанное на основе проектов эмиссионной документации и ожидаемых условий эмиссии. Ожидаемый кредитный рейтинг может присваиваться при необходимости как один из этапов подготовки Кредитного рейтинга. Процесс присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга идентичен процессу присвоения Кредитного рейтинга.
2.12. Пресс-релиз — информационное сообщение АКРА, содержащее краткую информацию о совершенных Рейтинговых действиях или иную информацию, раскрываемую АКРА.
2.13. Прогноз по кредитному рейтингу — мнение АКРА о вероятном изменении Кредитного рейтинга в течение определенного временного интервала (обычно от 12 до 18 месяцев). Прогноз по кредитному рейтингу не присваивается кредитным рейтингам инструментов и обязательств структурированного финансирования, а также кредитным рейтингам финансового обязательства.
2.14. Публикация — размещение информации на официальном сайте АКРА www.acra-ratings.ru.
2.15. Рейтинговый анализ — совокупность действий, определенных внутренними документами АКРА, Рейтинговых аналитиков по взаимодействию с Рейтингуемым лицом (эмитентом, организатором сделки) (в т.ч. проведение рейтинговых встреч), подготовка материалов для Рейтингового комитета, включающих необходимый количественный и качественный анализ всей имеющейся в распоряжении АКРА информации в отношении Объекта рейтинга, которая, по мнению АКРА, может влиять на присваиваемый с использованием Методологии Кредитный рейтинг, а также инициирование проведения Рейтингового комитета для осуществления Рейтинговых действий.
2.16. Рейтинговый аналитик — работник Аналитического блока, который осуществляет аналитические функции, необходимые для осуществления Рейтинговых действий.
2.17. Рейтинговое действие — любое из перечисленных событий, производимых в отношении Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу: подготовка, присвоение, подтверждение, пересмотр или отзыв.
2.18. Рейтинговый комитет — группа Рейтинговых аналитиков, включая председателя Рейтингового комитета, принимающая решения о Рейтинговых действиях.
2.19. Рейтингуемое лицо — юридическое лицо или публично-правовое образование, способность исполнять принятые на себя финансовые обязательства которых (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) прямо или косвенно оценена в Кредитном рейтинге.
2.20. Рейтинговый процесс — совокупность операций, предпринятых в рамках обеспечения Рейтинговой деятельности, в том числе: отбор и назначение Рейтинговых аналитиков для выполнения Рейтингового анализа, выполнение Рейтингового анализа, проведение Рейтингового комитета и принятие им решения об осуществлении Рейтинговых действий, взаимодействие с Рейтингуемым лицом/эмитентом или его представителями и, в соответствующих случаях, публикация Кредитного рейтинга на официальном сайте АКРА.
2.21. Служба комплаенса и внутреннего контроля (СКиВК) — подразделение АКРА, являющееся органом внутреннего контроля АКРА и выполняющее функции внутреннего контроля в соответствии с Законом о рейтинговых агентствах и подзаконными актами Банка России.
2.22. Суверенный кредитный рейтинг — Кредитный рейтинг, объектом которого являются Российская Федерация или иностранное государство, субъект Российской Федерации или административно-территориальная единица иностранного государства, орган государственной власти Российской Федерации или иностранного государства, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы иностранного государства, орган местного самоуправления Российской Федерации или иностранного государства, союз государств, международная финансовая организация и/или их отдельные финансовые обязательства или финансовые инструменты.
3. СОСТАВ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОРЕЗУЛЬТАТАМ РЕЙТИНГОВЫХ ДЕЙСТВИЙ
3.1. АКРА раскрывает информацию по результатам совершения Рейтинговых действий через Публикацию Пресс-релиза. В заключении по присвоению или изменению Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу) указываются:
3.1.1. даты первого и последнего опубликования Кредитного рейтинга;
3.1.2. Прогноз по кредитному рейтингу (при наличии);
3.1.3. период, в течение которого ожидается пересмотр Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу);
3.1.4. шкала, используемая при присвоении Кредитного рейтинга (международная / национальная);
3.1.5. обоснование Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу);
3.1.6. ссылка на Методологии, которые применялись при определении данного Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу);
3.1.7. все существенные источники информации, включая Рейтингуемое лицо; в отдельных случаях АКРА может указывать и иные источники информации, которые использовались при анализе, если, по мнению АКРА, данное раскрытие приведет к большей прозрачности аналитических выводов для инвесторов / пользователей Кредитных рейтингов АКРА. При наличии фактов существенного отклонения информации от данных, присутствующих в официально опубликованной финансовой отчетности соответствующего Рейтингуемого лица / эмитента, данные факты также подлежат раскрытию;
3.1.8. факт участия или неучастия в Рейтинговом процессе Рейтингуемого лица/эмитента или лиц, осуществляющих над ними контроль или оказывающих на них значительное влияние;
3.1.9. факт первичного присвоения Кредитного рейтинга, если Кредитный рейтинг присваивается впервые в отношении данного Рейтингуемого лица/обязательства;
3.1.10. факт оказания Рейтингуемому лицу/эмитенту дополнительных услуг со стороны АКРА, если такие услуги оказывались;
3.1.11. имеющиеся ограничения Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу, в том числе в отношении качества имеющейся в распоряжении АКРА информации об Объекте рейтинга;
3.1.12. факт отступления от применяемой методологии с указанием причины такого отступления, если такие отступления имели место при присвоении Кредитного рейтинга;
3.1.13. в случае присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга дополнительно к информации, указанной в п.п. 3.1.1-3.1.11, указывается информация о возможности отличия уровня Кредитного рейтинга от Ожидаемого кредитного рейтинга с указанием соответствующих причин;
3.1.14. в случае присвоения Кредитного рейтинга после присвоения Ожидаемого кредитного рейтинга дополнительно к информации, указанной в п.п. 3.1.1-3.1.11, указывается информация о ранее присвоенном Ожидаемом кредитном рейтинге.
3.2. При раскрытии Незапрошенного кредитного рейтинга, в том числе Незапрошенного суверенного кредитного рейтинга, АКРА дополнительно к информации, указанной в п. 3.1, обеспечивает указание в Пресс-релизе на то, что Кредитный рейтинг является Незапрошенным кредитным рейтингом.
3.3. В целях устранения фактических ошибок и исключения конфиденциальной информации из текста Пресс-релиза АКРА направляет Рейтингуемому лицу уведомление, содержащее проект рейтингового Пресс-релиза, включая информацию, указанную в п.3.1 настоящего Порядка, в рабочие часы Рейтингуемого лица и не позднее чем за один рабочий день до раскрытия Кредитного рейтинга или Прогноза по кредитному рейтингу или публикации Пресс-релиза об отзыве Кредитного рейтинга.
3.4. АКРА, как правило, устанавливает срок для ознакомления Рейтингуемого лица с текстом проекта рейтингового Пресс-релиза, составляющий два рабочих дня с момента направления уведомления в соответствии с п. 3.3. В договоре с Рейтингуемым лицом могут быть установлены иные сроки ознакомления, но они не должны превышать пяти рабочих дней с момента направления уведомления.
3.5. В случае если рейтинговые действия осуществлялись в отношении инструментов и обязательств структурированного финансирования, устанавливается срок для ознакомления, равный одному рабочему дню.
3.6. АКРА может не устанавливать срок ознакомления:
3.6.1. при отзыве Кредитного рейтинга без одновременного подтверждения, повышения или понижения Кредитного рейтинга;
3.6.2. при присвоении или изменении статуса «Рейтинг на пересмотре» без одновременного подтверждения, повышения или понижения Кредитного рейтинга.
3.7. В случае изменения Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу) АКРА не меняет (обновляет) предыдущий Пресс-релиз, а осуществляет Публикацию нового Пресс-релиза в соответствии с требованиями п.3.1 настоящего Порядка.
3.8. Если Пресс-релиз по результатам рейтингового действия был опубликован с ошибками или содержал не все необходимые сведения, АКРА в кратчайшие сроки, но не позднее трех рабочих дней с даты обнаружения недостатков, вносит необходимые изменения в опубликованный Пресс-релиз и осуществляет раскрытие состава внесенных уточнений на официальном сайте АКРА.
3.9. Перед раскрытием измененного Пресс-релиза АКРА направляет его проект Рейтингуемому лицу с учетом требований п.3.3 настоящего Порядка.
3.10. В случае если изменения в Пресс-релиз не связаны с ошибками или отсутствием необходимой информации, раскрытие состава внесенных уточнений на официальном сайте АКРА не осуществляется.
3.11. Суверенные кредитные рейтинги подлежат раскрытию в соответствии с календарем пересмотра Суверенных кредитных рейтингов (далее — Календарь), направляемым АКРА в Банк России в соответствии с порядком представления кредитными рейтинговыми агентствами в Банк России документов, информации и данных, установленным Банком России.
3.12. Присвоение Ожидаемого кредитного рейтинга как одного из этапов подготовки Суверенного кредитного рейтинга не влечет за собой необходимость выполнения действий по раскрытию, предусмотренных п.3.8 настоящего Порядка.
3.13. В случаях отклонения от установленных Календарем дат пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов АКРА обеспечивает раскрытие информации о причинах, повлекших за собой указанные отклонения в следующем порядке:
3.13.1. если Суверенный кредитный рейтинг был пересмотрен и раскрыт ранее установленной Календарем даты пересмотра и раскрытия указанного Суверенного кредитного рейтинга, информация о причинах отклонения раскрывается АКРА на официальном сайте одновременно с раскрытием Суверенного кредитного рейтинга;
3.13.2. если Суверенный кредитный рейтинг не был пересмотрен и раскрыт в установленную Календарем дату, информация о причинах отклонения раскрывается АКРА на официальном сайте в течение установленной Календарем даты пересмотра и раскрытия указанного Суверенного кредитного рейтинга. При этом АКРА направляет в Банк России Календарь, устанавливающий новые даты пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов, и размещает его на своем официальном сайте.
3.14. В раскрываемой информации о причинах отклонения отражаются обстоятельства, повлиявшие на отклонение от установленных Календарем дат пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов.
3.15. Информация о причинах отклонения от установленных Календарем дат пересмотра и раскрытия Суверенных кредитных рейтингов должна быть доступна на официальном сайте не менее трех лет после ее раскрытия.
4. СРОКИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
4.1. АКРА раскрывает Пресс-релиз с информацией о проведенных Рейтинговых действиях не позднее одного рабочего дня по истечении установленного в соответствии с п. 3.4 срока для ознакомления с проектом Пресс-релиза.
4.2. В случае подачи членом рейтингового комитета и (или) рейтингуемым лицом мотивированной Апелляции на решение Рейтингового комитета в отношении Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу) АКРА раскрывает Кредитный рейтинг (Прогноз по кредитному рейтингу), присвоенный по результатам рассмотрения Апелляции, одновременно с решением Рейтингового комитета в отношении Кредитного рейтинга (Прогноза по кредитному рейтингу), на которое была подана Апелляция.
4.3. Если срок для ознакомления с проектом Пресс-релиза не устанавливался, АКРА раскрывает Пресс-релиз не позднее одного рабочего дня с момента направления Рейтингуемому лицу соответствующего уведомления.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. АКРА осуществляет Публикацию Пресс-релизов на своем официальном сайте: www.acra-ratings.ru.
5.2. Любые изменения или дополнения, вносимые в настоящий Порядок, должны быть письменно задокументированы и согласованы с СКиВК и утверждены советом директоров АКРА.
5.3. Отклонения от требований настоящего Порядка, приводящие к нарушениям требований нормативных актов Российской Федерации и требований Банка России, не допускаются. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации или подзаконных актов Банка России отдельные пункты настоящего Порядка вступают с ними в противоречие, данные пункты Порядка утрачивают свою силу, и до момента внесения изменений в соответствующей части работники АКРА руководствуются законодательством Российской Федерации.
5.4. Работники АКРА обязаны информировать СКиВК обо всех нарушениях требований настоящего Порядка, а также о нарушениях требований нормативных актов Российской Федерации или требований Банка России.
5.5. Настоящий Порядок вступает в силу с момента его утверждения советом директоров АКРА, публикуется на официальном сайте АКРА не позднее трех календарных дней с момента утверждения и действует до момента утверждения советом директоров АКРА обновленной версии Порядка или другого документа, заменяющего его.