Методология анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с поддерживающими организациями за пределами Российской Федерации

1 Область применения методологии

Методология анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с поддерживающими организациями за пределами Российской Федерации (далее – Российская Федерация или РФ) применяется для оценки и учета влияния, оказываемого материнскими структурами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации, на кредитоспособность рейтингуемых лиц — организаций нефинансовой и финансовой сферы.

Данная методология не является исчерпывающей и имеет отсылки к другим методологиям Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (далее — АКРА, Агентство), в частности, к методологиям по присвоению кредитных рейтингов по национальной шкале. Данная методология неприменима для региональных и муниципальных органов власти, а также для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Рейтингуемые лица, оценка собственной кредитоспособности (ОСК) которых корректируется с учетом влияния зарубежных материнских структур, классифицируются как рейтингуемые лица с внешним иностранным влиянием. Данное положение предполагает, что кредитоспособность рейтингуемого лица, помимо собственной кредитоспособности, определяется его значимостью для иностранной поддерживающей организации (иностранной ПО) и ее влиянием на операционную и финансовую деятельность рейтингуемого лица. Помимо этого, кредитоспособность рейтингуемого лица с внешним иностранным влиянием зависит от способности иностранной ПО оказать экстраординарную поддержку или в случае необходимости воспользоваться ресурсами рейтингуемого лица в интересах других связанных компаний или акционеров.

Для применения данной методологии необходим предварительный расчет ОСК рейтингуемого лица, который определяется на основании отдельных методологий для каждого вида рейтингуемых лиц и может быть скорректирован с учетом влияния иностранной ПО.

Если, по мнению Агентства, рейтингуемое лицо классифицируется как связанное с государством и поддержка со стороны последнего является наиболее значимой, то для учета внешней поддержки необходимо использовать Методологию анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством.

Настоящая методология применяется на постоянной основе до утверждения новой редакции методологическим комитетом АКРА.

Пересмотр кредитных рейтингов, присвоенных по данной  методологии, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а также согласно внутренним документам АКРА, но не позднее 365 дней с даты последнего рейтингового действия.

В целях поддержания методологии в актуальном состоянии, АКРА осуществляет пересмотр и изменение данной методологии по следующим причинам:

  • отступление от настоящей методологии более трех раз за квартал при выполнении рейтинговых действий;
  • необходимость пересмотра на основании результатов мониторинга применения методологий, проводимого сотрудниками методологической группы;
  • выявление несоответствия требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
  • запрос о немедленном пересмотре методологии со стороны службы комплаенс-контроля АКРА.

Не позднее одного календарного года с даты последнего пересмотра данной методологии АКРА проводит ее пересмотр в соответствии со своими внутренними документами. В результате пересмотра в методологию могут быть внесены изменения, или она может остаться без изменений.

При использовании данной методологии каждый случай отступления от нее документируется и раскрывается АКРА на официальном сайте по адресу www.acra-ratings.ru при опубликовании кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу с указанием причины такого отступления.

При обнаружении в данной методологии ошибок, которые повлияли или могут повлиять на кредитные рейтинги и/или прогнозы по кредитным рейтингам, АКРА проводит ее анализ и пересмотр в соответствии с установленными в АКРА процедурами. Информация о данных действиях и новая версия методологии направляются в Банк России в установленном Банком России порядке. Если выявленные ошибки методологии оказывают влияние на присвоенные ранее кредитные рейтинги, АКРА раскрывает данную информацию на официальном сайте по адресу www.acra-ratings.ru.

Если планируемые изменения данной методологии являются существенными и оказывают или могут оказать влияние на действующие кредитные рейтинги, АКРА:

  1. направляет в Банк России, а также размещает на своем официальном сайте по адресу www.acra-ratings.ru информацию о планируемых изменениях применяемой методологии с указанием причин и последствий таких изменений, в том числе для кредитных рейтингов, присвоенных в соответствии с данной методологией;

  2. не позднее шести месяцев со дня изменения применяемой методологии осуществляет оценку необходимости пересмотра всех кредитных рейтингов, присвоенных в соответствии с данной методологией;

  3. в срок не более шести месяцев со дня изменения применяемой методологии осуществляет пересмотр кредитных рейтингов, если по результатам сделанной оценки выявлена необходимость их пересмотра.

2 Основные принципы методологии

Одним из основных критериев, определяющих корректировку ОСК в рамках данной методологии, является вероятность оказания иностранной ПО экстраординарной поддержки рейтингуемому лицу в случае потенциального ухудшения его финансового положения. Другим критерием является вероятность обращения иностранной ПО к рейтингуемому лицу за экстраординарной поддержкой в случае потенциального ухудшения ее финансового положения. В связи с этим корректировка ОСК может производиться как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

В целях определения максимально допустимых уровней корректировки ОСК с учетом иностранного влияния, АКРА проводит собственную оценку странового риска юрисдикции присутствия иностранной ПО относительно странового риска Российской Федерации.

При определении финального уровня корректировки ОСК АКРА проводит оценку кредитоспособности поддерживающей организации (ОКПО) на ее национальном и на глобальном рынках, а также анализирует степень связи иностранной ПО и рейтингуемого лица.

Существенная доля участия иностранной ПО в акционерном капитале рейтингуемого лица не является достаточным условием для корректировки кредитного рейтинга.

Максимальный допустимый уровень оценки кредитоспособности рейтингуемого лица с учетом влияния иностранной ПО устанавливается на уровне суверенного риска Российской Федерации.

3 Структура анализа

Рисунок 1. Структура анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с поддерживающими организациями за пределами Российской Федерации

* Если определение ОСК рейтингуемого лица невозможно, данная методология не применяется.
Источник: АКРА

4 Порядок анализа

4.1. Определение периметра группы и идентификация поддерживающей организации

Термины «группа» и «члены группы» относятся к конечной материнской структуре и всем юридическим лицам, находящимся под прямым или косвенным контролем данной материнской структуры. Периметр консолидации группы отражается в аудированной консолидированной финансовой отчетности материнской (холдинговой) структуры вместе с пропорциональными долями в совместных предприятиях (отдельно или совместно контролируемых).

Контроль в большинстве случаев понимается АКРА как возможность управлять финансовой и хозяйственной деятельностью рейтингуемого лица. Контроль также может определяться АКРА как способность управлять стратегией развития и денежными потоками члена группы. Часто ключевым признаком контроля является владение более чем 50% акций рейтингуемого лица. Вместе с тем контроль может присутствовать, даже если материнская структура распоряжается менее 50% голосующих акций (долей), и, напротив, может отсутствовать при владении более чем 50% акций (долей).

Идентификация поддерживающей организации

Под поддерживающей подразумевается организация внутри периметра группы, которая при необходимости оказывает чрезвычайную поддержку рейтингуемому лицу. В большинстве случаев в качестве поддерживающей выступает материнская или холдинговая структура, однако возможны иные варианты. Например, при рейтинговом анализе поддерживающей компанией может считаться крупная операционная компания группы, предоставившая поручительства по значительной части долгового портфеля рейтингуемого лица.

Кредитоспособность поддерживающей организации оценивается рейтинговыми аналитиками АКРА, но Агентство оставляет за собой право не осуществлять публикацию оценки кредитоспособности поддерживающей организации (ОКПО). ОКПО не является кредитным рейтингом.

Если, по мнению Агентства, поддерживающей организацией является лицо, зарегистрированное за пределами Российской Федерации, а рейтингуемое лицо классифицируется как рейтингуемое лицо с внешним иностранным влиянием, то анализ необходимо осуществлять согласно текущей методологии. Если, по мнению Агентства, поддерживающей организацией является лицо, зарегистрированное в Российской Федерации, а рейтингуемое лицо классифицируется как рейтингуемое лицо с влиянием группы, то анализ необходимо осуществлять согласно Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы.

4.2. Оценка странового риска юрисдикции присутствия иностранной ПО

Оценка странового риска юрисдикции присутствия иностранной ПО относительно странового риска Российской Федерации проводится на основе Реестра оценки страновых рисков АКРА (РОСР).

РОСР включает оценку основных страновых рисков для юрисдикций, в которых присутствуют ПО рейтингуемых Агентством лиц. Оценки страновых рисков не являются кредитными рейтингами. РОСР АКРА утверждается уполномоченным органом Агентства и подлежит пересмотру не позднее 180 дней с даты последнего утверждения. РОСР — это внутренний документ АКРА, не подлежащий раскрытию.

Факторы оценки странового риска

Анализ странового риска основывается на оценке уровня развития государственной и рыночной инфраструктуры, национальной экономической базы, трансграничных торговых и финансовых потоков, проводимой фискальной и монетарной политики. Уровень странового риска характеризует способность компаний — резидентов страны обслуживать и погашать долг в иностранной валюте, а также оказывать трансграничную поддержку дочерним компаниям за рубежом.

Основными факторами, оказывающими влияние на уровень странового риска, являются:

  • институциональный фактор,
  • экономический фактор,
  • монетарный фактор,
  • долговой фактор,
  • фактор режима движения капитала.

Таблица 1. Факторы оценки странового риска

Институциональный фактор

Институциональный фактор включает в себя анализ развития государственных институтов и рыночной инфраструктуры страны, оценку стабильности и преемственности экономической политики, единство и постоянство правоприменительной практики. Наличие развитых государственных и рыночных институтов расширяет возможности рейтингуемых лиц по рефинансированию долга, а последовательная экономическая политика в совокупности со стабильной правоприменительной практикой уменьшает риски ведения бизнеса в юрисдикции, что, в свою очередь, снижает стоимость привлечения и обслуживания долга. Данный фактор получает экспертную оценку в диапазоне от 1 (слабый уровень развития институтов) до 5 (сильный уровень развития институтов).

Таблица 2. Институциональный фактор

Экономический фактор

Экономический фактор оценивает уровень развития экономики страны. Анализ включает в себя оценку благосостояния страны и интенсивности внешней торговли как источника валютных поступлений. В качестве индикаторов используются уровень ВВП в расчете на душу населения и объем экспорта в расчете на душу населения. Отдельное внимание уделяется уровню долговой нагрузки на экономику. В качестве индикатора используется отношение объема выданных кредитов к ВВП. Схлопывание кредитного «пузыря» ведет к росту стоимости заемных средств, что может резко затормозить темпы экономического роста, повлечь за собой отток капитала из страны и негативно отразиться на кредитоспособности резидентов.

Монетарный фактор

Монетарный фактор включает в себя оценку денежно-кредитной политики государства, определяющей стабильность курса национальной валюты и валютного режима, а также свободу движения капитала. Индикаторами монетарного фактора являются темпы инфляции, динамика курса национальной валюты и действующий режим движения капитала. Денежно-кредитная политика, ведущая к ускорению инфляции, неизбежно повлечет за собой ослабление курса национальной валюты либо вынудит правительство ввести ограничение на движение капитала. Оба последствия приведут к росту странового риска, снизив способность резидентов страны обслуживать и погашать свои долги в иностранной валюте.

Долговой фактор

Долговой фактор учитывает уровень валютного долга как суверенного правительства, так и частного сектора (корпорации, банки, население). В рамках оценки данного фактора учитывается отношение как государственного, так и негосударственного внешнего долга к ВВП, характеризующее текущую и будущую потребность резидентов страны в валютных ресурсах для погашения долга. Также учитывается наличие ресурсов для обслуживания внешнего долга. В качестве индикатора используется соотношение золотовалютных резервов и внешнего долга. Для юрисдикций, валюта которых используется на мировом рынке в качестве резервной и резиденты которых имеют широкий доступ к глобальному рынку капитала для целей рефинансирования, устанавливается максимальное значение данного индикатора, а долговые индикаторы учитываются с повышающим коэффициентом. Уровень коэффициента получает экспертную оценку в зависимости от способности резидентов страны размещать долг в национальной валюте на внешнем рынке.

Оценка странового риска формируется в результате суммирования взвешенных оценок отдельных факторов. Оценка фактора формируется на основе пороговых значений, указанных в таблице 2.

Таблица 3. Матрица определения уровня странового риска


Источник: АКРА

Фактор режима движения капитала

Ограничение на трансграничное движение капитала сделает невозможным поддержку материнской компанией дочерних предприятий за рубежом. Данный индикатор оценивается экспертно и принимает значение «1» при свободном движении капитала. В случае введения моратория на движение капитала, возможность поддержки со стороны зарубежной поддерживающей организации исключается, а индикатор принимает значение «0». В случае введения государством частичных ограничений на движение капитала, индикатор может принимать промежуточные значения от «0» до «1» в зависимости от степени введенных ограничений на основе экспертной оценки. Учет влияния данного фактора на уровень странового риска юрисдикции осуществляется путем умножения корректирующего фактора на итоговую оценку.

В исключительных случаях, когда поддерживающая организация имеет по мнению АКРА возможность перенаправления денежных потоков в пользу рейтингуемого лица, исключающую нахождение данных средств в юрисдикции ее присутствия, фактор режима движения капитала не учитывается.

Таблица 4. Режим движения капитала

Процедура определения странового риска юрисдикции присутствия ПО

При определении категории юрисдикции присутствия поддерживающей организации уровень оценки странового риска юрисдикции сравнивается с оценкой странового риска РФ. Если оценка странового риска юрисдикции присутствия поддерживающей организации превышает оценку странового риска РФ более чем на 10 п. п., но не более чем на 30 п. п., категория юрисдикции определяется как умеренно сильная. Если оценка странового риска юрисдикции превышает оценку странового риска РФ более чем на 30 п. п., категория юрисдикции определяется как сильная. Если оценка странового риска юрисдикции ниже оценки странового риска РФ более чем на 10 п. п., но не более чем на 30 п. п., категория юрисдикции определяется как умеренно слабая. Если оценка странового риска юрисдикции ниже оценки странового риска РФ более чем на 30 п. п., категория юрисдикции определяется как слабая. Если разница между оценкой странового риска юрисдикции и оценкой странового риска Российской Федерации составляет не более 10 п. п., то категория юрисдикции определяется как соответствующая Российской Федерации.

Юрисдикции присутствия иностранной ПО подразделяются на описанные ниже уровни согласно субъективной оценке АКРА странового риска.

Сильная юрисдикция (риск существенно ниже странового риска Российской Федерации). Помещение юрисдикции присутствия иностранной ПО в данную категорию устанавливает максимальный допустимый уровень оценки кредитоспособности рейтингуемого лица на уровне суверенного риска РФ при условии высокой оценки кредитоспособности иностранной ПО. Если уровень кредитоспособности иностранной ПО оценивается как недостаточно высокий, паритет с суверенным риском Российской Федерации не может быть установлен, и корректировка ОСК производится на основе экспертной оценки уровня ОКПО.

Максимальный уровень корректировки ОСК при нахождении иностранной ПО в данной юрисдикции:

  • паритет с суверенным риском Российской Федерации при условии очень высокого уровня ОКПО;
  • если ОКПО признается высокой, корректировка ОСК рейтингуемого лица может составить до пяти ступеней вверх по рейтинговой шкале.

Умеренно сильная юрисдикция или юрисдикция, соответствующая уровню Российской Федерации (риск соответствует страновому риску Российской Федерации, или отличие риска от странового риска РФ оценивается как незначительное). Помещение юрисдикции присутствия иностранной ПО в данную категорию не предполагает безусловного достижения паритета финального рейтинга рейтингуемого лица и суверенного риска Российской Федерации. Корректировка ОСК производится в соответствии с ОКПО и ограничивается уровнем кредитоспособности поддерживающей организации.

Максимальный уровень корректировки ОСК при нахождении иностранной ПО в данной юрисдикции:

  • если ОКПО признается умеренной, высокой или очень высокой, корректировка ОСК рейтингуемого лица может составить до пяти ступеней вверх.

Умеренно слабая или слабая юрисдикция (риск выше или существенно выше странового риска Российской Федерации). Помещение юрисдикции присутствия иностранной ПО в данную категорию при сопоставимом либо более слабом ОКПО определяет ОСК рейтингуемого лица как максимально достижимое значение рейтинга. В случае низкого уровня ОКПО и сильной связи рейтингуемого лица с иностранной ПО возможна отрицательная корректировка ОСК для учета вероятности обращения иностранной ПО за помощью к рейтингуемому лицу.

Максимальный уровень положительной корректировки ОСК при нахождении иностранной ПО в данной юрисдикции:

  • если ОКПО признается высокой или очень высокой, корректировка ОСК рейтингуемого лица может составить до двух ступеней вверх.

4.3. Определение максимального уровня корректировки ОСК

Максимальный уровень корректировки ОСК рейтингуемого лица определяется в соответствии с таблицей 5 на основании сопоставления категории ОКПО и юрисдикции присутствия иностранной ПО.

Оценка кредитоспособности иностранной ПО, расположенной в иностранной юрисдикции, проводится АКРА в сравнении с ОСК рейтингуемого лица в соответствии с методологией, применимой для соответствующего вида рейтингуемых лиц.

Установление уровня ОКПО для организаций, расположенных в иностранной юрисдикции, проводится на основании публичной информации, а также данных, представленных рейтингуемым лицом. В связи с ограничениями, накладываемыми спецификой анализа иностранной юрисдикции (сложность оценки отраслевых рисков и региональной специфики операционной деятельности; невозможность или сложность сопоставления с другими лицами, рейтингуемыми АКРА; невозможность оценки по национальной рейтинговой шкале для РФ), результатом анализа кредитоспособности иностранной ПО является отнесение ее ОКПО к одной из следующих категорий (без установления более точной оценки):

  • слабая,
  • умеренно слабая,
  • нейтральная,
  • умеренно сильная,
  • сильная.

Таблица 5. Определение максимального уровня корректировки ОСК

Источник: АКРА

4.4. Определение степени связи рейтингуемого лица с иностранной ПО

Для определения направления и уровня корректировки ОСК рейтингуемого лица в зависимости от кредитоспособности иностранной ПО, необходимо также проанализировать степень ее связи с рейтингуемым лицом.

Методика определения степени связи иностранной ПО и рейтингуемого лица аналогична подходу, описанному в Методологии анализа взаимосвязи компаний внутри группы.

АКРА выделяет пять степеней связи между иностранной ПО и рейтингуемым лицом:

  • очень слабые связи,
  • слабые связи,
  • умеренные связи,
  • сильные связи,
  • очень сильные связи.

Степень связи между иностранной ПО и рейтингуемым лицом определяется на основании таких факторов, как:

  • наличие юридической связи,
  • наличие условных обязательств (в том числе поручительств, гарантий),
  • стратегическая значимость,
  • операционная интеграция.

4.5. Присвоение финального кредитного рейтинга

Установление паритета финального кредитного рейтинга и суверенного риска РФ допускается при определении иностранной ПО как очень сильной и при наличии сильной или очень сильной связи с рейтингуемым лицом.

По мере снижения связи иностранной поддерживающей организации с рейтингуемым лицом, корректировка ОСК составляет от одной до пяти ступеней по рейтинговой шкале. Максимальным уровнем финального рейтинга в результате данной корректировки является паритет финального рейтинга с суверенным риском РФ.

В отдельных случаях, при возникновении риска перераспределения средств от рейтингуемого лица в пользу иностранной ПО, при условии оценки степени связи иностранной ПО с рейтингуемым лицом не ниже умеренной, допускается отрицательная корректировка ОСК (например, в случае определения ОКПО как низкой или очень низкой либо категории юрисдикции как умеренно слабой или слабой). АКРА не устанавливает максимальное количество ступеней отрицательной корректировки ОСК в данном случае.

Таблица 6. Определение уровня корректировки ОСК

Источник: АКРА

Если рейтингуемое лицо не является частью иностранной идентифицируемой группы, АКРА принимает во внимание факты дополнительной поддержки от иностранного акционера и/или принадлежащих ему компаний. При отсутствии прецедентов поддержки Агентство может рассмотреть письменные заявления иностранного акционера и/или принадлежащих ему компаний о готовности поддержать рейтингуемое лицо. Если, по мнению Агентства, вероятность такой поддержки высока, АКРА оставляет за собой право скорректировать ОСК на одну ступень вверх.

Вместе с тем, если, по оценкам АКРА, существует высокая вероятность изъятия иностранным акционером капитала (ликвидности) из рейтингуемого лица, ОСК может быть скорректирована на одну ступень вниз.

 

 

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.