Изменение прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области (далее — Область, Регион) обусловлено изменением ожидаемого размера операционного баланса Региона в 2018 году в связи с продолжительным периодом высоких цен на металлы. Данный фактор может позитивно повлиять на относительную долговую нагрузку на областной бюджет. Поддержку рейтингу оказывают стабильные показатели бюджета, сбалансированная структура долга и высокий уровень развития инфраструктуры Области.
На территории Региона производится порядка 40% российского железорудного концентрата, а благоприятные климатические условия обеспечивают возможности для развития нецикличных отраслей — сельского хозяйства и пищевой промышленности, что оказывает ограниченное положительное влияние на диверсификацию экономики Региона, зависимой от добывающей отрасли.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Темпы роста операционного баланса превышают ожидания. В 2017 году налоговые доходы Области выросли и продолжают расти в 2018-м в основном за счет налога на прибыль (преимущественно в металлургическом секторе). По прогнозам АКРА, в 2018 году до 40% налоговых доходов областного бюджета будет обеспечено поступлениями от добычи металлических руд и металлургического производства (с 2016 года доля налоговых доходов от этих отраслей выросла более чем вдвое). С одной стороны, это усилило зависимость бюджетных доходов от добычи железной руды и металлургического производства. С другой стороны, это может привести к росту операционного баланса до 33% от регулярных доходов Региона, что существенно выше ожиданий АКРА на 2018 год. Рост доходов в 2017-м сопровождался увеличением как обязательных, так и капитальных расходов
(в основном в дорожном хозяйстве). Планируемый на 2018–2020 годы объем налоговых доходов также позволит Области обеспечивать достаточно высокий уровень капитальных расходов и высокое соотношение операционного баланса и регулярных доходов.
Сбалансированный по сроку и структуре долг не оказывает избыточного давления на показатели долговой нагрузки. Расчетные показатели долговой нагрузки соответствуют категории низкого уровня риска в силу относительно высокого размера операционного баланса и комфортного графика погашения долга. Область будет исполнять свои обязательства, наложенные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов, в том числе за счет снижения объема выданных гарантий: на первое октября они составляют 18% долга, однако срок их действия будет истекать, а выдача новых гарантий предусмотрена в минимальном размере. В случае упомянутого роста операционного баланса снижение долговой нагрузки по итогам 2018–2019 годов может оказаться более существенным, чем ожидалось ранее.
Ключевые допущения
- сохранение зависимости экономики Области от динамики ее ключевых секторов;
- сохранение сбалансированной долговой политики с преимущественным привлечением долгосрочного долга и равномерным графиком погашения;
- постепенное снижение долговой нагрузки за счет погашения долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение областного бюджета на конец 2018 года с профицитом и использование полученных средств для снижения долговой нагрузки;
- улучшение показателей долговой нагрузки по мере роста операционного баланса и (или) сокращения объема выданных гарантий.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение долговой политики и временной структуры долга;
- рост стоимости обслуживания долга;
- существенное снижение налоговых поступлений от предприятий металлургической отрасли.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Белгородской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационного выпуска Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и государственных ценных бумаг Белгородской области были опубликованы АКРА 13.06.2017 и 19.06.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (05.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Белгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.