Кредитный рейтинг Волгоградской области (далее — Волгоградская область, Область, Регион) обусловлен существенной долговой нагрузкой, невысокой гибкостью расходной части бюджета, невысоким уровнем собственной ликвидности и показателями развития экономики (в расчете на душу населения), существенно уступающими среднероссийским. Поддержку рейтингу оказывают высокая степень самодостаточности бюджета и достаточный уровень диверсификации экономики.

Волгоградская область входит в состав Южного федерального округа, граничит c Казахстаном. В Регионе проживает 2,5 млн человек, в 2017 году его валовой региональный продукт (ВРП) составил 820 млрд руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая долговая нагрузка при отсутствии краткосрочного риска рефинансирования бюджетного долга. По прогнозу АКРА, соотношение долга и операционного баланса Региона на конец 2018 года может составить 2,5 (повышенный уровень риска). На 01.10.2018 долг Области состоял из облигаций (28% долга), банковских и бюджетных кредитов (25 и 45% соответственно) и гарантий (2%). Благодаря такой структуре долга процентные расходы в настоящий момент необременительны. Большая часть долга Региона (85%) подлежит погашению начиная с 2020 года. Пиковые выплаты (29% долга) приходятся на 2020 год, когда Волгоградская область будет рефинансировать практически весь банковский долг. В настоящий момент риск его рефинансирования невелик. По мнению АКРА, по итогам 2018 года Область снизит соотношение долга и собственных доходов как минимум до уровня, установленного дополнительными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов с Минфином России.

Низкая гибкость бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов в составе бюджета соответствует высокой степени его самодостаточности. В то же время достаточно существенная доля обязательных (по методологии АКРА) расходов обуславливает его низкую гибкость. Средняя доля капитальных расходов Области оценивается АКРА на уровне 11%. Текущая версия закона о бюджете на 2018 год предполагает, что бюджет Региона будет исполнен без дефицита. АКРА ожидает, что по итогам года поступления от налога на прибыль вырастут на 8%, от НДФЛ — примерно на 12%, а собственные доходы в целом увеличатся на 11%. АКРА также отмечает устойчивое снижение объема просроченной кредиторской задолженности в течение 2018 года.

Диверсифицированная экономика со среднедушевыми доходами на уровне ниже среднероссийских. Основа экономики Региона — обрабатывающая промышленность (производство нефтепродуктов, готовых металлических изделий, пищевых продуктов), торговля (оптовая и розничная) и сельское хозяйство. Среднедушевые доходы и ВРП на душу населения составляют 69 и 73% от соответствующих среднероссийских значений (данные за 2017 год). Уровень безработицы (по методологии МОТ) снижается: с 7,2% в 2015-м до 6,0% по итогам 2017-го.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета 2018 года с дефицитом не более 1% налоговых и неналоговых доходов;
  • соблюдение в 2018–2019 годах правил реструктуризации бюджетных кредитов 2017 года.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение доли обязательных расходов бюджета;
  • существенное снижение уровня долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • неисполнение собственных доходов бюджета при невозможности сократить обязательные расходы по итогам 2018 года;
  • существенное снижение операционного баланса;
  • рост кредиторской задолженности областного бюджета.

Рейтинги выпусков

Государственные облигации Волгоградской области 2014 года, 35005 (ISIN RU000A0JUP89), срок погашения — 13.07.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU);

Государственные облигации Волгоградской области 2015 года, 35006 (ISIN RU000A0JVU65), срок погашения — 30.10.2020, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU);

Государственные облигации Волгоградской области 2017 года, 35007 (ISIN RU000A0JXSD3), срок погашения — 02.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — BBB(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Волгоградской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Волгоградской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Волгоградской области и облигационных выпусков Волгоградской области (ISIN RU000A0JUP89, RU000A0JVU65, RU000A0JXSD3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Волгоградской области был опубликован АКРА 26.06.2017. Впервые кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Волгоградской области (ISIN RU000A0JUP89, RU000A0JVU65, RU000A0JXSD3) были опубликованы АКРА 27.06.2017.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Волгоградской области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Волгоградской области (ISIN RU000A0JUP89, RU000A0JVU65, RU000A0JXSD3) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (10.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Администрацией Волгоградской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Волгоградской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Волгоградской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Администрации Волгоградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.