Понижение кредитного рейтинга Республики Мордовия (далее — Республика Мордовия, Республика, Регион) обусловлено неспособностью Республики исполнять обязательства перед кредиторами в том случае, если Федеральное казначейство продолжит списание средств в рамках исполнения бюджетной меры принуждения (по причине нарушения Регионом соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов). Кроме того, во внимание принимается резкое ухудшение ликвидности республиканского бюджета, ожидаемое ухудшение показателей бюджетной дисциплины в 2019 году и в прогнозном периоде (до 2021-го) и невозможностью единовременного снижения долга в 2020 году (данный сценарий не был реализован по итогам 2017-го и не реализуется в 2018-м). На рейтинг также оказывает влияние неопределенность в отношении графика исполнения в 2019 году бюджетной меры принуждения, а также возможное продление срока исполнения данной меры (возврата бюджетных кредитов).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Реализация риска списания бюджетных кредитов вследствие нарушения Регионом условий реструктуризации. Республика допустила нарушение условий реструктуризации бюджетных кредитов, установленных дополнительными соглашениями с Минфином России. Согласно указанному в приказах графику, Федеральное казначейство должно было в течение 12 месяцев бесспорно взыскать с Республики бюджетные кредиты на 20,48 млрд руб. (88% собственных доходов Республики в 2018 году, по оценке АКРА), исполнив таким образом бюджетную меру принуждения. АКРА не располагает информацией относительно причин взыскания полной суммы реструктурированной задолженности. Минфин России уже частично реструктурировал график списания задолженности, что позволило Республике избежать с первого декабря необходимости возврата средств, равных 15% собственных доходов Региона за 2018 год. Сумма, которая согласно новому графику подлежала списанию в 2018 году, была списана Федеральным казначейством в полном объеме. С первого февраля 2019-го объем списания составит, по оценке АКРА, 81% собственных доходов регионального бюджета за 2019 год. Если данные средства будут списаны, то Республика будет неспособна исполнять свои обязательства по обслуживанию рыночного долга.
Реализация риска краткосрочной ликвидности. За период с сентября 2018 года Республика объявила 83 закупки кредитных средств на общую сумму 16,5 млрд руб. (уменьшая срок кредита с трех лет до одного года), но не смогла привлечь кредитные средства по причине отсутствия участников отбора. Несостоявшиеся аукционы свидетельствуют о реализации у Региона риска краткосрочной ликвидности в условиях безакцептного списания средств.
Ожидание очередной реструктуризации бюджетного долга Региона. Исполнение текущего графика взыскания приведет к тому, что Республика будет не в состоянии выполнить не только свои социальные обязательства, но и иные финансовые обязательства (помимо бюджетных кредитов). Это приведет к невыплате части долга по обращающимся облигационным выпускам (в июле и сентябре 2019 года совокупным объемом 2,4 млрд руб.), в результате чего в краткосрочной перспективе велика вероятность неисполнения Республикой своих обязательств по обслуживанию долга. По мнению АКРА, единственный способ избежать подобного развития событий — к первому февраля 2019 года (дате очередного списания) продлить срок исполнения бюджетной меры принуждения. АКРА полагает, что если к этому моменту Республика не успеет продлить срок действия бюджетной меры принуждения, о основной кредитор (Минфин России) вновь реструктурирует график списания бюджетных кредитов.
Отсутствие перспектив снижения долговой нагрузки. По итогам 2018 года долг Региона может вырасти на 9%, и в 2019-м проект бюджета не предполагает его ощутимого уменьшения. В 2020 году планируется снижение долговой нагрузки за счет источника «Акции и иные формы участия в капитале» объемом 23,5 млрд руб. (в 2017-м Республика не исполнила назначения по этой группе источников в объеме 19,7 млрд руб. и в 2018-м, по ожиданиям АКРА, также не исполнит их в объеме 28,5 млрд руб.). Долг предприятий госсектора Региона составляет порядка 15 млрд руб. (около 60% собственных доходов бюджета), а объем просроченной кредиторской задолженности бюджета, согласно последним данным Региона, достигает порядка 0,5 млрд руб.
Ключевые допущения
- в начале 2019 года Республике будет продлен срок исполнения бюджетной меры принуждения;
- Республика сможет привлечь кредитные средства, чтобы преодолеть кризис ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
Статус «Рейтинг на пересмотре — негативный» предполагает с максимально возможной долей вероятности изменение рейтинга на краткосрочном горизонте 90 дней.
К снятию статуса и понижению кредитного рейтинга может привести:
- недостижение договоренности о продлении срока исполнения бюджетной меры принуждения.
К снятию статуса и подтверждению кредитного рейтинга на текущем уровне могут привести:
- реструктуризация (продление) срока исполнения бюджетной меры принуждения на пять лет;
- оказание бюджету Республики мер экстраординарной поддержки, не учтенных в рамках настоящего пересмотра кредитного рейтинга.
Рейтинги выпусков
Государственные облигации Республики Мордовия 2015 года (гос. рег. номер выпуска RU34002MOR0, ISIN RU000A0JVV49), срок погашения — 14.10.2020, объем эмиссии — 3 млрд руб., — B(RU);
Государственные облигации Республики Мордовия 2016 года (гос. рег. номер выпуска RU34003MOR0, ISIN RU000A0JWSQ7), срок погашения — 03.09.2021, объем эмиссии — 5 млрд руб., — B(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные выше облигационные выпуски Республики Мордовия, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Мордовия — B(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Республики Мордовия и выпусков облигаций Республики Мордовия (ISIN RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Республики Мордовия и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Республики Мордовия (ISIN RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) были опубликованы АКРА 08.11.2017.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Мордовия и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Республики Мордовия (ISIN RU000A0JVV49, RU000A0JWSQ7) ожидается в течение 90 дней с даты рейтингового действия (17.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Мордовия, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС, Картотека арбитражных дел, Федеральное казначейство), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Мордовия принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Мордовия, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Республики Мордовия дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.