Изменение прогноза по кредитному рейтингу Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлено ростом налоговых поступлений в ее бюджет и ожидаемым снижением долговой нагрузки. Кредитный рейтинг обусловлен сбалансированностью и очень высокой ликвидностью регионального бюджета. Кредитный рейтинг Региона ограничен показателями социально-экономического развития, некоторые из которых отстают от среднероссийского уровня, а также высокой долей обязательных (по методологии АКРА) расходов в составе бюджета.
Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП). В Регионе проживает 3,2 млн человек.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Опережающий рост собственных доходов Региона. АКРА ожидает, что в 2018 году бюджет Самарской области будет исполнен с профицитом на уровне 2–4% налоговых и неналоговых доходов (ННД) за счет опережающего роста ННД по сравнению с темпом роста расходов. Основной вклад в прирост ННД внесет рост поступлений по налогу на прибыль, который, согласно прогнозу, вырастет не менее чем на 15% по сравнению с 2017 годом. Рост поступлений по налогу на имущество организаций за 2018 год превысит 20%. По итогам девяти месяцев 2018 года наиболее существенное увеличение налоговых поступлений демонстрируют следующие секторы: добыча полезных ископаемых, химическая промышленность, производство автотранспортных средств и финансовый сектор. За счет роста ННД ожидается повышение сбалансированности регионального бюджета: доля собственных доходов (без учета субвенций) вырастет на 2%, а операционный баланс относительно регулярных доходов составит порядка 28%.
Снижение показателей долговой нагрузки. По мнению АКРА, профицит, полученный Областью по итогам года, будет направлен на снижение долговой нагрузки. Ожидается, что соотношение долга и операционного баланса на конец 2018 года составит 125%, а соотношение долга и ННД не превысит 40% (согласно условиям реструктуризации, целевой показатель на конец года не должен превышать 51%). Согласно графику погашения долга Области, ежегодная сумма погашения (рефинансирования) текущего объема долга не превышает 15% (не более 8,6 млрд руб.). Долг Области на конец года будет на две трети представлен облигациями и почти на треть — бюджетными кредитами. Процентные расходы по долгу являются необременительными. При условии сдерживания роста обязательных расходов в 2019 году долговая нагрузка на бюджет Области может сохраниться на достигнутом в 2018 году уровне.
Область управляет временно свободными остатками бюджетных средств, что позволяет бюджету получать дополнительные доходы и частично компенсировать расходы на обслуживание долга. Средний размер депозитов Области во втором полугодии 2018 года сопоставим со среднемесячными расходами бюджета за аналогичный период.
Ключевые допущения
- исполнение регионального бюджета 2018 года с профицитом в размере 2–4% ННД;
- сдерживание темпа роста обязательных расходов бюджета в 2019 году.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- направление средств профицита областного бюджета на снижение долговой нагрузки;
- дальнейшее снижение долговой нагрузки в 2019 году при отсутствии ухудшения показателей бюджетной дисциплины и контроля.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- сокращение поступлений по основным видам налоговых доходов вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры и сокращения промышленного производства;
- существенное снижение объема бюджета развития (расходов капитального характера) в составе бюджета.
Рейтинги выпусков
Самарская область, 35009 (ISIN RU000A0JU2H5); срок погашения — 31.07.2020, объем эмиссии — 8,3 млрд руб., — АА-(RU).
Самарская область, 35010 (ISIN RU000A0JUQP7); срок погашения — 01.07.2021, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА-(RU).
Самарская область, 34011 (ISIN RU000A0JVK00); срок погашения — 18.06.2020, объем эмиссии — 7 млрд руб., — АА-(RU).
Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА-(RU).
Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА-(RU).
Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА-(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) были опубликованы АКРА 28.12.2016 и 05.06.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 06.06.2018 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (19.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.