Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен стабильными показателями бюджетной дисциплины, достаточной ликвидностью бюджета и плавным графиком погашения долга. Аграрная специфика региональной экономики сдерживает темпы роста доходной части бюджета, что оказывает давление на кредитный рейтинг Области. Прогноз по кредитному рейтингу обусловлен ожидаемым улучшением бюджетных показателей Региона при условии роста налоговых поступлений и при сохранении текущей долговой политики.
Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Области проживает немногим менее 1% населения РФ. В 2017 году валовый региональный продукт (ВРП) Области составил порядка 320 млрд руб. (приблизительно 0,5% совокупного ВРП регионов РФ). Экономика Области имеет аграрную направленность: до трети ВРП формирует сектор АПК (в части сельского хозяйства и пищевой промышленности).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Отсутствие риска рефинансирования. Соотношение долга и операционного баланса Области на конец года составит около 1,5х, соотношение долга и собственных доходов — порядка 73% (в рамках соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов). Структура и график погашения долга не предполагают риска рефинансирования: почти половину долга составляют облигации, около четверти приходится на реструктурированные бюджетные кредиты. В 2019–2021 годах Тамбовская область будет рефинансировать не более 20% долга ежегодно. Объем расходов на обслуживание долга не превышает 10% операционного баланса. АКРА полагает, что в среднесрочной перспективе Область будет способна выполнять соглашения с Минфином России и соблюдать график снижения долговой нагрузки.
Стабильные показатели бюджетной дисциплины при высокой доле капитальных расходов. При среднем уровне самодостаточности бюджета показатели бюджетной дисциплины демонстрируют высокий уровень капитальных расходов, который, однако, постепенно снижается (с 31% в 2014 году до 21% в 2018 году). Обязательные расходы бюджета, составлявшие в среднем 64% в 2015–2018 годах, не оказывают негативного давления на операционный баланс Региона. Налоговые поступления в бюджет Области признаются хорошо диверсифицированными. Вместе с этим АКРА отмечает риски для бюджета Области, связанные с концентрацией налоговой базы в смежных отраслях — сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке. Совокупная доля этих секторов в ВРП составляет порядка 30%, в налоговых доходах бюджета — 15%. Дальнейший рост поступлений будет коррелировать с динамикой заработных плат и увеличением глубины переработки сельскохозяйственной продукции.
Ключевые допущения
- использование краткосрочных кредитов Управления Федерального казначейства для финансирования кассовых разрывов;
- финансирование дефицита бюджета Области за счет рыночных долговых инструментов;
- сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 65% общих расходов бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост уровня самодостаточности бюджета;
- рост операционного баланса Области;
- снижение стоимости обслуживания долга за счет замещения банковских кредитов облигационными выпусками.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области, сопряженный с увеличением долговой нагрузки;
- нарушение условий реструктуризации бюджетных кредитов в части темпов снижения долга и необходимость их досрочного рефинансирования.
Рейтинги выпусков
Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Тамбовской области и государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017 и 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (20.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.