Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и очень высоким уровнем ликвидности бюджета. Рейтинг ограничен показателями развития экономики Области (в расчете на душу населения), которые существенно уступают среднероссийским, а также достаточно высокой долей обязательных расходов бюджета. Прогноз по кредитному рейтингу обусловлен возможной стабилизацией операционного баланса на высоком уровне при условии ненаращивания обязательных расходов и исполнения доходной части бюджета в 2019 году.

Челябинская область находится в Уральском федеральном округе. Численность населения составляет 3,5 млн человек (чуть более 2% населения РФ). ВРП Области по итогам 2017 года составил 1,385 млрд руб. (приблизительно 2% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Минимальный уровень кредитного риска. Прогнозируемое на конец 2018 года соотношение долга и операционного баланса Области составит 0,34, расходы на обслуживание долга — 1% операционного баланса. Риски рефинансирования отсутствуют. В случае если дефицит, запланированный на 2019 год, будет профинансирован за счет имеющихся у Области остатков на счетах, параметры долговой нагрузки на конец 2019 года не изменятся. По оценке Агентства, на конец 2018 года долг на две трети будет состоять из бюджетных кредитов, остальное — государственные гарантии. Соотношение долга и ННД не превысит 12%.

Зависимость налоговых поступлений от металлургического сектора при сбалансированной бюджетной политике. В 2017 году бюджет Челябинской области впервые за последние пять лет был исполнен с профицитом, который составил 6,8% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Исходя из исполнения бюджета за десять месяцев, рост налоговых доходов составит 18–19% в годовом выражении в 2018 году. Как и в большинстве регионов, демонстрирующих рост налоговых поступлений, основной вклад в позитивную динамику поступлений вносит налог на прибыль. По данным ФНС за девять месяцев, положительная динамика обеспечена видом экономической деятельности «Производство чугуна, стали и ферросплавов» (формирует 40% поступлений по налогу на прибыль за десять месяцев 2018 года и демонстрирует прирост 70% к аналогичному периоду прошлого года). Крупнейшим предприятием сектора, зарегистрированным в Области, является ПАО «ММК». Среди других крупных предприятий сектора — ПАО «ЧМК» (принадлежит ПАО «Мечел»). Увеличение налоговых поступлений от сектора связано с продолжительным периодом роста цен на металлы. В результате АКРА ожидает, что по консервативному сценарию, предполагающему полное исполнение расходной части (164 млрд руб.), бюджет Челябинской области будет исполнен без дефицита. Принимая во внимание предлагаемые поправки в расходную часть бюджета Области, профицит может превысить 3% ННД. АКРА ожидает, что в 2018 году операционный баланс Области может вырасти до 29% регулярных доходов по сравнению с 24% по итогам 2017 года. В случае если Область удержит рост обязательных расходов в 2019 году и исполнит плановые назначения по собственным доходам, операционный баланс не изменится.

см. Прогноз АКРА «Кому торговая война, а кому прибыль одна: черные металлы сопротивляются падению цен, сохраняя кредитоспособность отрасли: прогноз развития рынка черных металлов до 2023 года»

Однако планируемый рост расходов по разделу «Соцполитика» на 20% в 2019 году может вновь снизить соотношение операционного баланса и регулярных доходов до уровня 2017 года. Прогнозируемое АКРА постепенное снижение цен на металлы может затруднить исполнение Областью заложенного роста поступлений по налогу на прибыль на 20% в 2019 году.

Вероятность реализации этих двух рисков сдерживает уровень рейтинга Области. Тем не менее АКРА отмечает, что ретроспективно в анализируемом периоде темп роста обязательных расходов Области был ниже, чем темп роста регулярных доходов.

Высокий уровень ликвидности позволяет Региону размещать временно свободные финансовые ресурсы на депозитах и увеличивать неналоговые доходы бюджета. За десять месяцев 2018 года поступления уже составили 118% поступлений за весь 2017 год. Среднемесячный объем депозитов за второе полугодие 2018 года более чем в полтора раза превышает среднемесячные расходы бюджета Области. Депозит на первое декабря 2018 года почти в два раза превосходит долг Области на ту же дату (включая выданные госгарантии).

Ключевые допущения

  • сохранение сбалансированной бюджетной политики, при которой темпы роста расходов (в том числе текущих) не превышают темпов роста собственных доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • стабилизация бюджетных показателей на уровне, запланированном на 2018 год;
  • опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального валового регионального продукта (ВРП).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение операционного баланса при росте обязательных расходов;
  • неисполнение Областью плановых объемов налоговых поступлений в 2019 году при невозможности снизить объем расходов.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Челябинской области был опубликован АКРА 26.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (21.12.2018) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.

АКРА оказывало Правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.