Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен сравнительно высокой долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга и низкой гибкостью бюджетных расходов, а также умеренными показателями развития региональной экономики.

Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В Регионе проживает 0,4% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составляет 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Неравномерный график погашения долга при сравнительно высокой долговой нагрузке. Долг Области на 01.01.2019 состоял на одну треть из банковских кредитов, на две трети — из реструктурированных бюджетных кредитов. Текущий график погашения долга предполагает рефинансирование 39% обязательств (6,1 млрд руб.) во второй половине 2020 года, что создает потенциальные риски рефинансирования. В связи с этим отношение операционного баланса за вычетом процентных платежей к объему погашения долга в текущем периоде волатильно и по итогам 2020 года составит 1,05х (по итогам 2019 года — в несколько раз выше). Соотношение долга и операционного баланса Области на конец 2018 года составило 1,9х, в 2019–2021 годах его значение в среднем составит 2,3–2,5х (повышенный уровень риска). Стоимость обслуживания долга невелика за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга. АКРА отмечает, что соотношение долга и собственных доходов Региона по итогам 2018 года было равно 70,5%, что несколько ниже целевого уровня, установленного Минфином России при проведении реструктуризации бюджетных кредитов. Новгородская область располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи.  При необходимости правительство Области использует предоставляемый Управлением Федерального казначейства краткосрочный кредит для финансирования прогнозируемых кассовых разрывов.

Низкая гибкость бюджета вследствие существенной доли обязательных расходов. Доходы бюджета Области преимущественно формируются собственными доходами, хотя доля трансфертов в 2017–2018 годах была заметно выше по сравнению с 2014–2016 годами (в основном за счет роста иных межбюджетных трансфертов). Средняя доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций составляла 80% за период с 2015 по 2018 год. Прогнозируемая Агентством средняя доля на 2019–2021 годы — 77%. За счет высокой доли обязательных расходов — в среднем 76% в 2015–2018 годах — операционный баланс Области составлял в среднем 22% в указанный период, а доля капитальных расходов оказалась достаточно низкой — 10%. В среднесрочной перспективе АКРА не ожидает существенных изменений в структуре бюджетных доходов и расходов Региона.

Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью и потенциалом роста транспортных услуг. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической отрасли составляет от 6 до 12% налоговых доходов Региона в разные годы. Другие крупные отрасли экономики Области — строительство, доля которого снизится по мере окончания строительства трассы М11, и транспорт и связь, перспективы развития которой, наоборот, с введением трассы в эксплуатацию растут. Показатели развития экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые денежные доходы) составляют примерно 84% среднестрановых значений. Уровень безработицы в Регионе ниже среднероссийских показателей. На фоне сокращения и старения населения Области в перспективе это может привести к дефициту кадров и возможному росту социальных расходов.

Ключевые допущения

  • неизменность долговой политики в отношении графика погашения коммерческой части долга;
  • динамика операционных расходов в прогнозном периоде будет оказывать давление на уровень операционного баланса.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение графика погашения коммерческой части долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение одного года);
  • ограничение роста обязательных расходов в 2019–2020 годах.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом доходной части бюджета;
  • использование краткосрочных кредитов для целей рефинансирования текущего объема коммерческого долга.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (23.01.2019) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.