Изменение прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области (далее — Область, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки вследствие погашения части долга в связи с исполнением областного бюджета в 2018 году со значительным профицитом. Уровень кредитного рейтинга учитывает умеренные показатели развития экономики Региона в сравнении со средними по стране и значительную зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей отрасли (добыча углеводородного сырья), а также высокие уровни самодостаточности бюджета при существенной доле обязательных расходов.

Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на долю Региона приходится 1,2% суммарного российского ВРП. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% российской добычи нефти и газа.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Бюджет Области в 2018 году, по оперативным данным, был исполнен с профицитом в 16% от налоговых и неналоговых доходов (11,7 млрд руб.). Бюджетный профицит обусловлен ростом налоговых доходов при сохранении неизменной расходной части бюджета. Основной прирост налоговых поступлений обеспечила добыча полезных ископаемых (+16% за три квартала 2018 года к показателю за аналогичный период 2017-го, или 2,5 млрд руб.) и обрабатывающие производства (+42% за три квартала 2018 года к показателю за аналогичный период 2017-го, или 1,9 млрд руб., большей частью за счет металлургии). Основным драйвером роста налоговых поступлений стал налог на прибыль, рост поступлений по которому связан с продолжительным периодом высоких рублевых цен на металлы и углеводородное сырье. Доля обязательных расходов в составе бюджета с 2015 по 2018 год, по прогнозу АКРА, в среднем была равна 74%. В 2019–2020 годах этот показатель снизится до 70%, что потенциально может привести к большей гибкости расходов бюджета Региона. При этом наблюдается плавный рост доли капитальных расходов бюджета (в том числе за счет увеличения расходов в сфере дорожного строительства). Доля капитальных расходов, по оценке АКРА, в среднем за 2015–2018 годы составила 15% и вырастет до 19% в период с 2019 по 2020 год.

Профицит бюджета позволил снизить долговую нагрузку и создать финансовые резервы. За 2018 год Область сократила долг на 10%, или 2,6 млрд руб. Снижение долга и рост регулярных доходов привел к тому, что отношение долга к операционному балансу уменьшилось вдвое до 0,75 на конец 2018-го. За счет сбалансированного графика погашения долга (Области предстоит погашение не более 11% долга ежегодно с 2019 по 2024 год) отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в 2019–2020 годах окажется более десяти, что соответствует минимальному уровню риска по методологии АКРА. Расходы Региона на обслуживание долга необременительны. АКРА прогнозирует, что с 2018 по 2020 год показатели долговой нагрузки останутся на стабильном уровне. По состоянию на 01.01.2019 остатки на счетах составляют 9 млрд руб., или 140% среднемесячных расходов Области в 2018 году (впервые за анализируемый период). Такой резерв ликвидности, по мнению АКРА, создает возможности для изменения структуры расходов или дальнейшего снижения долга.

Ключевые допущения

  • получение Областью налоговых доходов в 2019–2020 годах не ниже запланированного уровня;
  • сохранение консервативной бюджетной и долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейшее снижение долговой нагрузки;
  • рост капитальных расходов бюджета, финансируемых за собственный счет;
  • рост показателей развития экономики (в расчете на душу населения).

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • существенный рост текущих расходов бюджета Области в случае ухудшения конъюнктуры и негативной динамики цен в металлургии, а также в секторе добычи углеводородов.

Рейтинги выпусков

Оренбургская область, 35001 (ISIN RU000A0JTZK1); срок погашения — 19.06.2019, объем эмиссии — 5 млрд руб. — A(RU).

Оренбургская область, 35002 (ISIN RU000A0JUPE3); срок погашения — 14.06.2021, объем эмиссии — 6 млрд руб. — A(RU).

Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб. — A(RU).

Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб. — A(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JTZK1, RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (23.01.2019) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Оренбургской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Дмитрий Куликов
Старший директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.