Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Кемеровской области на уровне A-(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — на уровне A-(RU)

Кредитный рейтинг Кемеровской области (далее — Кемеровская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и избыточной ликвидностью бюджета. Рейтинг ограничен низкой гибкостью бюджетных расходов и низкой диверсификацией экономики и налоговых поступлений, а также невысокими показателями развития экономики Области (в расчете на душу населения).

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с шестью субъектами Российской Федерации. Численность населения Области составляет 2,7 млн человек (1,8% населения РФ). Валовый региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2018 года составил, по ее оценке, 1,13 трлн руб. (ежегодно — приблизительно 1,2% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

см. прогноз АКРА «Кому торговая война, а кому прибыль одна: черные металлы сопротивляются падению цен, сохраняя кредитоспособность отрасли» от 17 декабря 2018 года

Значительный рост налоговых доходов обеспечил профицит бюджета. По итогам 2018 года профицит бюджета Кемеровской области составил 36,1 млрд руб., или 26,4% налоговых и неналоговых доходов (ННД) за указанный период. Профицит регионального бюджета обусловлен сохранением благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке угля и временным изменением порядка налогообложения имущества при умеренном росте бюджетных расходов. Поступления по налогу на прибыль (формируют почти половину ННД) в 2018 году увеличились на 33% по сравнению с аналогичным показателем 2017-го, по налогам на имущество (10,5% ННД) — на 31,5%, по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) — на 15%. ННД выросли на 22%, совокупные доходы — на 24%. В то же время расходы областного бюджета увеличились лишь на 16,7%.

Размер операционного баланса волатилен из-за зависимости от добывающего сектора. В 2017 году доля налоговых поступлений от сектора, по оценке АКРА, составила 39%, по итогам 2018–го ожидается ее рост. Несмотря на то, что размер операционного баланса Области в 2018 году составил 31% (высокое значение в соответствии с методологией АКРА), его среднее значение за 2016–2018 годы составило только 21%. Рост значения в 2018 году в значительной мере обусловлен приростом налоговых поступлений от добывающей отрасли. Согласно прогнозам Области и прогнозу АКРА, рублевые цены на энергетический уголь в 2019 году начнут снижение. Кроме того, изменение налогового законодательства приведет к снижению поступлений по налогу на имущество. И хотя последнее будет в какой-то мере компенсировано частичным изменением в распределении части других налогов, операционный баланс в 2019 году снизится до 19%.

Гибкость бюджетных расходов ограничена их структурой: доля обязательных (по методологии АКРА) расходов находится на высоком уровне и в среднем составит 84% в 2016–2019 годах. Доля капитальных расходов при этом не превышает 11% совокупных расходов бюджета.

Комфортный график погашения и низкая стоимость обслуживания долга. По состоянию на 01.01.2019 государственный долг Области был представлен: 1) облигациями (27% всех долговых обязательств, или 9 млрд руб.) со сроком погашения в 2021–2024 годах; 2) реструктуризированными бюджетными кредитами (50,9% всех долговых обязательств, или 17 млрд руб.); 3) иными долговыми обязательствами (22,1% всех долговых обязательств, или 7,3 млрд руб.) с погашением до 2035 года. Благодаря такой структуре погашение долга в 2019–2020 годах составит 3–6% общей суммы долга ежегодно. По состоянию на 01.02.2019 объем и структура долга не изменились.

В 2018 году профицит бюджета был направлен на полное погашение банковских кредитов (в размере 21 млрд руб.). Таким образом Региону удалось снизить и стоимость обслуживания долга. Кроме того, доход, полученный от размещения временно свободных бюджетных средств, полностью компенсирует расходы на обслуживание долга. Несмотря на наличие свободных денежных средств (на 01.02.2019 составляли 82% общего долга Региона), АКРА ожидает, что они не будут направлены на дальнейшее досрочное погашение долга из-за низких затрат на его обслуживание и сложности процедуры выкупа облигаций.

По оценкам АКРА, соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса составит не более 3% в 2019 году, а показатель соотношения операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга за указанный период составит более 3х. Данные значения показателей долговой нагрузки характеризуются как соответствующие минимальному уровню риска в соответствии с методологией АКРА. На конец 2019 года размер долга Области будет составлять порядка 1,2х ее операционного баланса.

Ключевые допущения

  • консервативная долговая политика;
  • падение цен на уголь в 2019-2021 годах примерно на 6% в год;
  • снижение поступлений по налогу на прибыль и налогу на имущество  в 2019 году на 25% и 40% соответственно.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение доли обязательных расходов в составе бюджета;
  • рост операционного баланса Региона вследствие опережающего роста доходной части над расходной;
  • изменение параметров социально-экономического развития Региона (значимое сокращение отставания от страновых значений).

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост расходов в условиях снижения ННД Области, что приведет к снижению ее операционного баланса.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Кемеровской области и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (20.02.2019) в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Кемеровской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Кемеровской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.