Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город, Москва) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, постоянным профицитом операционного баланса, профицитом ликвидности и высоким уровнем развития экономики.
В Городе проживает порядка 12,6 млн человек (9% населения РФ). Москва занимает первое место в РФ по объему совокупного ВРП. Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Минимальный уровень долговой нагрузки. Соотношение долга и операционного баланса в период с 2016 по 2018 год не превышало 11% (прогнозируемый уровень на конец 2019 года — 10% при условии исполнения запланированного дефицита и источников его финансирования), что соответствует минимальному уровню долговой нагрузки. Процентные расходы незначительны и по итогам 2018 года составляют 0,3% операционного баланса (плановый показатель на 2019 год — 0,5%). График погашения долга в совокупности с профицитом ликвидности свидетельствует об отсутствии риска рефинансирования. Текущий (на 01.02.2019) долговой портфель Москвы состоит из облигаций в объеме 30 млрд руб., которые погашаются единым платежом в 2022 году.
Постоянный профицит операционного баланса позволяет Городу финансировать капитальные расходы за счет собственных средств. Бюджет характеризуется очень высоким уровнем самодостаточности. Доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) составит за 2016–2019 годы 99% совокупных доходов (без учета субвенций). Доля обязательных (по методологии АКРА) расходов низкая — 60% за период с 2016 по 2019 год. Это позволяет Москве финансировать капитальные расходы (в среднем 26% от объема расходов) за счет собственных средств.
Профицит ликвидности бюджета. Остатки средств на счетах бюджета Города (в том числе депозитов) создают значительный запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных денежных средств на банковских депозитах ежегодно многократно превосходят расходы на обслуживание долга.
Высокий уровень экономического развития Города. Среднедушевые показатели развития экономики, оцениваемые АКРА, значительно превосходят средние по стране. Безработица находится на стабильно низком уровне (28% от среднестранового показателя, измеренного по методологии МОТ). Отмечается также высокая дифференциация налоговых поступлений по отраслям. По оценке АКРА, ежегодно максимальный вклад в налоговые доходы Города вносят следующие отрасли: «Оптовая и розничная торговля» и «Финансовый сектор» (до 20% и 18% соответственно). Город характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.
Ключевые допущения
- сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание профицита операционного баланса на уровне 28–30% от регулярных доходов
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- значительное снижение профицита операционного баланса и рост долговой нагрузки;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Облигации сорок восьмого выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, государственный регистрационный номер RU32048MOS0 / ISIN RU000A0JNYN1, дата погашения — 11.06.2022, объем в обращении — 30 млрд руб. — ААА(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Москвы, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Москвы.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Москвы и облигационного выпуска Москвы (ISIN RU000A0JNYN1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Москвы и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1) были опубликованы АКРА 30.08.2017 и 17.10.2017 соответственно.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Москвы, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Москвы (ISIN RU000A0JNYN1) ожидается в течение 182 дней с даты с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Москвы, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.