Тренинг по банкам и НБКО, 30–31 января

АКРА повысило кредитный рейтинг Республики Коми до уровня BBB+(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Республики — до уровня BBB+(RU)

Повышение кредитного рейтинга Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки в связи с погашением части долга за счет сверхплановых налоговых доходов. Рейтинг Республики ограничен средним уровнем развития экономики, негибкой структурой бюджетных расходов и волатильностью собственных доходов.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 0,6% населения РФ. По оценкам Республики, в 2018 году ее ВРП составил 562 млрд руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Полученный по итогам 2018 года профицит был направлен на снижение долговой нагрузки. По итогам 2018 года бюджет Республики был исполнен с профицитом 13,6% налоговых и неналоговых доходов, или 10,2 млрд руб., в основном обеспеченных приростом поступлений по налогу на прибыль и налогу на имущество. В результате операционный баланс Региона вырос на 28% в годовом сравнении. Полученный профицит был направлен на погашение долга, который снизился за год на 26%, или 10,1 млрд руб. (в т. ч Республика полностью досрочно погасила обязательства перед банками). Соотношение долга и операционного баланса Республики по итогам 2018 года снизилось с 2,3 до 1,3.  

Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую по итогам 2017 года приходилось 38% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор формирует две трети промышленного производства Республики Коми. Слабая отраслевая диверсификация экономики находит отражение в волатильности налоговой базы и низкой диверсификации налоговых доходов. АКРА полагает, что при условии прогнозируемого снижения рублевых цен на сырье, добываемое на территории Республики, а также возможного снижения поступлений по налогу на имущество, размер ее операционного баланса в 2019 году вернется к уровню 2017 года. Республика может нарастить долг на 9–11%, что может привести к росту долговой нагрузки (соотношение долга и операционного баланса приблизится к 2-м). Однако за 2017-й и особенно 2018 год Республика значительно снизила долговую нагрузку, и ее рост в пределах указанных значений не изменит ее оценку.  

Долг Республики на 01.02.2019 представлен облигациями (73%) и бюджетными кредитами (27%), а график его погашения свидетельствует об отсутствии риска рефинансирования. Незначительную долю (менее 0,5%) составляют гарантии. АКРА отмечает сохраняющийся риск возникновения необходимости поддержи предприятий госсектора, погашение финансовой задолженности которых может в той или иной степени затронуть республиканский бюджет.

Ключевые допущения

  • контроль за долей обязательных расходов в условиях снижения налоговой базы;
  • сохранение консервативных подходов к планированию налоговых доходов;
  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает c наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение доли обязательных расходов бюджета;
  • достижение профицитного бюджета в 2019 году и дальнейшее уменьшение абсолютного размера долга;
  • устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост абсолютного размера долга в 2019-м более чем на 15% к уровню 2018 года и рост относительной долговой нагрузки свыше 2,3 к операционному балансу.
  • рост доли обязательных расходов и снижение операционного баланса Республики до уровня 10–12% регулярных доходов.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35011 (ISIN RU000A0JUN81) — срок погашения — 27.11.2019, объем эмиссии — 10,1 млрд руб., — BBB+(RU);

Республика Коми, 35012 (ISIN RU000A0JVKF9) — срок погашения — 23.06.2021, объем эмиссии — 11 млрд руб., — BBB+(RU);

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1) — срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — BBB+(RU);

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9) — срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — BBB+(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JUN81, ISIN RU000A0JVKF9, ISIN RU000A0JWZM1, ISIN RU000A0JXUD9)  ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Коми, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.