Изменение прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлено ожиданием изменения структуры бюджетных расходов и ростом собственной ликвидности бюджета. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает средний уровень развития экономики Региона.
Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа (УФО), граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек. По оценке Области, в 2018 году ее валовый региональный продукт (ВРП) составил 2,2 трлн руб.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Профицит 2018 года позволит Области сохранить параметры долговой нагрузки и, возможно, изменить структуру бюджетных расходов. Область закончила 2018 год с профицитом бюджета в 3,6% налоговых и неналоговых доходов (ННД), что составляет порядка 8 млрд руб. Доходы за год увеличились на 17,2%, а расходы — на 11,6%. Основными драйверами роста доходной части бюджета стали налог на прибыль (+25%, или 17 млрд руб.), НДФЛ (+11,3%, или 7,1 млрд руб.) и безвозмездные поступления (+41%, или 7,6 млрд руб.). Основой роста расходов стало увеличение трансфертов нижестоящим бюджетам на 8 млрд руб. (треть прироста расходной части), а также бюджетных ассигнований по разделам бюджета «Национальная экономика», «Соцполитика» и «Образование» (совокупно 11,6 млрд руб., или 46% прироста расходов). Рост доходов позволил увеличить операционный баланс Региона, который по итогам 2018 года достиг 22% регулярных доходов бюджета. Профицит прошлого года может стать основой финансирования дефицита 2019–го в случае реализации базового сценария АКРА по снижению рублевых цен на сырьевых и товарных рынках. При этом Агентство ожидает, что операционный баланс Области снизится до 16% регулярных доходов при сохранении достигнутого уровня финансирования капитальных затрат. В случае стабилизации доли обязательных расходов на уровне 80% АКРА ожидает роста показателей бюджетной дисциплины и контроля по итогам 2019 года.
Показатели долговой нагрузки отражают сравнительно низкий уровень риска. Хотя рост операционного баланса в 2018 году позволил снизить относительную долговую нагрузку на бюджет Области с 2,5 до 1,3, АКРА ожидает ее роста до 2,0 по итогам 2019 года в связи с необходимостью финансировать потенциально возможный дефицит. Рост соотношения компенсируется низкой стоимостью долга и плавным графиком его погашения. По состоянию на 01.02.2019 долг Области практически равномерно распределен между облигациями, кредитами банков и бюджетными кредитами. По мере погашения бюджетных кредитов доля рыночного долга будет нарастать и на конец 2019 года составит, по оценке АКРА, 75%.
Ключевые допущения
- исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом не более 4% ННД;
- кратное замедление темпов роста поступлений по налогу на прибыль;
- финансирование дефицита 2019 года преимущественно за счет долговых инструментов;
- сохранение текущего уровня собственной ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- устойчивый рост показателей бюджетной дисциплины и контроля;
- исполнение бюджета с профицитом по итогам 2019 года.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом более 4% ННД;
- изменение профиля долговой нагрузки;
- неисполнение ожидаемого уровня ННД и снижение операционного баланса при невозможности сокращения программы капитальных расходов.
Рейтинги выпусков
Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб. — А(RU).
Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб. — А(RU).
Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб. — А(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017 и 18.10.2018 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Свердловской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.