Кредитный рейтинг Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) обусловлен высокой самодостаточностью бюджета, сбалансированным графиком погашения долга и средним уровнем кредитного риска. Рейтинг ограничен умеренными показателями социально-экономического развития Региона и низкой гибкостью бюджетных расходов.

Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек (1,95% населения РФ). ВРП Края составляет 2,5% совокупного ВРП регионов РФ. С 2018 года максимальную долю налоговых поступлений обеспечивает добывающая отрасль (ранее — обрабатывающая промышленность).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Долговая нагрузка Края соответствует среднему уровню кредитного риска. Дефицит Региона в 2018 году был профинансирован за счет привлечения новых заимствований. Абсолютный размер долга по итогам 2018 года вырос на 4% (4,3 млрд руб.). За счет роста налоговых и неналоговых доходов (ННД) соотношение долга и ННД снизилось по итогам года с 57% до 52% (ниже, чем требуют соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов). Значительный рост операционного баланса в 2018 году привел к снижению соотношения долга и операционного баланса с 2х до 1,7х. Текущая версия закона о бюджете на 2019 год предусматривает его исполнение с дефицитом 7% и ростом долга на 13%, из-за чего показатели долговой нагрузки вернутся к значениям 2017 года. Однако необходимость соблюдать правила реструктуризации, по мнению Агентства, приведет к исполнению бюджета в 2019 году со значительно меньшим дефицитом и меньшим ростом долговой нагрузки. График погашения долга Региона определяется его структурой: 71% долга приходится на облигации, 22% — на реструктуризированные бюджетные кредиты. В результате в ближайшие четыре года Регион будет в среднем рефинансировать 16% текущего долга.

Показатели бюджетной дисциплины находятся в зависимости от условий реструктуризации бюджетного долга. Период высоких рублевых цен на добываемое сырье и товары первичной обработки позволил Краю закончить 2018 год с минимальным дефицитом с 2012 года (1,8 млрд руб., или 1% ННД). Прирост ННД, составивший 25 млрд руб. (+15%), был более чем наполовину обеспечен ростом поступлений по налогу на прибыль (+14,4 млрд руб., или +19%). Также существенно выросли поступления по НДФЛ и налогу на имущество (+10% и 13% соответственно). Рост поступлений по налогу на имущество был разовым (отмена федеральной льготы). Рост трансфертов из федерального бюджета большей частью связан с финансированием Универсиады в Красноярске.

В прогнозировании результатов 2019 года АКРА исходит из предположения, что Регион исполнит условия реструктуризации бюджетного долга, то есть дефицит бюджета сложится на уровне 2% ННД, а не запланированных на текущий момент 7%. Доля капитальных расходов в 2019 году снизится, что отчасти объясняется завершением Универсиады.

Максимальная доля налоговых поступлений (27%, по оценке АКРА) приходится на добывающую отрасль (углеводородное сырье и цветные металлы). С учетом перспектив ввода в эксплуатацию новых нефтяных и газовых месторождений, доминирование добычи над обработкой в структуре налоговых поступлений продолжится.

Ключевые допущения

  • колебания рублевой цены на добываемые ресурсы будут компенсированы ростом их добычи;
  • исполнение бюджета Региона с дефицитом не выше 2% ННД;
  • Регион будет придерживаться сбалансированной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета Края с дефицитом менее 2% ННД по итогам 2019 года;
  • стабилизация операционного баланса на уровне не ниже 18% регулярных доходов;
  • рост показателей развития экономики.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета Края с дефицитом более 2% ННД по итогам 2019 года и рост долговой нагрузки;
  • снижение налоговых поступлений, падение операционного баланса до 15% регулярных доходов;
  • рост обязательных расходов в 2019 году на 5% и более;
  • рост долговой нагрузки (долг к операционному балансу) выше 3х. 

Рейтинги выпусков

Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — А(RU).

Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб. — А(RU).

Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб. — А(RU).

Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — А(RU).

Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб. — А(RU).

Красноярский край, 34011 (ISIN RU000A0JVWM0), срок погашения — 29.10.2019, объем эмиссии — 4,25 млрд руб. — А(RU).

Красноярский край, 34010 (ISIN RU000A0JVS10), срок погашения — 10.09.2019, объем эмиссии — 12,5 млрд руб. — А(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87,  RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8,  RU000A0ZYCM2,  RU000A0JWXF0,  RU000A0JVWM0,  RU000A0JVS10) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При  присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0, RU000A0JVWM0, RU000A0JVS10 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0, RU000A0JVWM0, RU000A0JVS10) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Красноярского края, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.