Кредитный рейтинг Краснодарского края (далее — Краснодарский край, Край, Регион) обусловлен низким риском рефинансирования долга в долгосрочной перспективе и высоким уровнем собственной ликвидности. Сдерживающее влияние на рейтинг Региона оказывают высокая долговая нагрузка и ограниченная гибкость бюджетных расходов. Изменение прогноза обусловлено ожиданиями дальнейшей реализации Регионом мер по сокращению долга.
Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа, в Крае проживает почти 4% населения РФ и создается порядка 3% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. Краснодарский край — устойчивый лидер по показателям сельского хозяйства среди субъектов РФ, крупный российский курорт и важный транспортный узел.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сбалансированная по срокам структура долга нивелирует негативное влияние высокой долговой нагрузки. Долг Края на конец 2018 года составил порядка 240% его операционного баланса, что соответствует повышенному уровню риска по методологии АКРА. На конец 2019 года соотношение указанных показателей, по оценкам Агентства, может незначительно вырасти вследствие прогнозируемого АКРА снижения операционного баланса в большем объеме, чем планируемое в 2019-м сокращение долга Региона. За 2018 год долг Края снизился на 9 млрд руб. (или на 6%) до 140 млрд руб.; законом о краевом бюджете на 2019–2021 годы предусмотрено дальнейшее ежегодное уменьшение долга до 126 млрд руб. к концу 2021-го. Рыночный долг, представленный облигациями и банковскими кредитами с комфортным графиком погашения, составит на конец 2019 года порядка 48% совокупного долга; 43% долга будет приходиться на бюджетные кредиты, основная доля которых подлежит погашению после 2023 года. Оставшиеся 9% — гарантия Края по обязательствам предприятия госсектора. Вероятность ежегодных выплат по гарантии оценивается АКРА как высокая. Повышенный уровень долговой нагрузки компенсируется плавным графиком погашения, свидетельствующим о потребности в ежегодном рефинансировании не более 20% текущего объема долга. В результате в период с 2019 по 2021 годы операционный баланс за вычетом процентных расходов будет почти в два раза превышать объем долга, погашаемого каждый год. Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета (в 2019 году, по оценкам АКРА, составят 10% операционного баланса).
Бюджетные показатели ограничены высокой долей расходов, не поддающихся сокращению. Доля собственных доходов бюджета (без учета субвенций) является высокой: в 2016–2019 годах составит 87%. Доля обязательных расходов Края достаточно велика (78% в указанный период) при невысоком уровне капитальных расходов (в среднем 13%), что сдерживает рейтинг в части оценки бюджетной дисциплины и контроля. В течение последних пяти лет максимальную долю налоговых поступлений в бюджет Региона обеспечивают такие сектора, как «Торговля и ремонт» и «Транспорт и связь» (в частности, трубопроводный транспорт): в среднем 19% и 17% соответственно. В соответствии с законом о краевом бюджете, в 2019 году планируется поступление налоговых и неналоговых доходов (ННД) в объеме, равном 99% ННД в 2018 году, и дефицит в объеме 3,6% совокупных доходов бюджета (9,1 млрд руб.), финансируемый за счет остатков средств на счетах. Тем не менее АКРА прогнозирует, что в текущих макроэкономических условиях ННД Региона в 2019 году могут вырасти темпами не ниже инфляции (4,8%, по прогнозу АКРА).
Диверсифицированная экономика с показателями развития, близкими к среднестрановым. Среди основных отраслей, формирующих бόльшую часть ВРП Региона, — транспорт и связь (по территории Края пролегают крупные трубопроводы), торговля и ремонт, сельское хозяйство (по объему производства сельскохозяйственной продукции Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов РФ). Кроме того, весомый вклад в ВРП вносят обрабатывающая промышленность (в частности, пищевое производство, чьи перспективы роста определяет переработка сельхозпродукции, и нефтепереработка), а также сектор услуг. Налоговая отдача от отраслей неравномерна, что определяется особенностями налогового законодательства и присутствием на территории Края консолидированных групп налогоплательщиков. Показатели среднедушевых денежных доходов и безработицы находятся на уровне, близком к среднестрановому. ВРП на душу населения стабильно ниже среднестранового показателя на 20%.
Ключевые допущения
- увеличение в 2019 году объема ННД Региона по сравнению с 2018-м, исходя из прогнозируемого АКРА уровня инфляции в России (4,8%);
- сохранение высокого уровня собственной ликвидности;
- привлечение и погашение заимствований Края в 2019–2021 годах в соответствии с действующей редакцией закона о краевом бюджете;
- сохранение в среднесрочной перспективе объема капитальных расходов на уровне не ниже 15%;
- исполнение Краем соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- реализация мер по сокращению долга;
- снижение относительной долговой нагрузки;
- завершение периода, в течение которого Край должен предоставлять гарантии предприятию госсектора;
- рост гибкости расходов бюджета.
- К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение собственных доходов Края на 5% и более от значений, прогнозируемых АКРА на 2019 год;
- снижение уровня самодостаточности бюджета Региона;
- рост соотношения долга и операционного баланса Края выше 300%;
- снижение капитальных расходов краевого бюджета ниже 10%.
Рейтинги выпусков
Краснодарский край, 35001 (ISIN RU000A0JXYS9), срок погашения — 09.08.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — uА(RU).
Краснодарский край, 35002 (ISIN RU000A0ZZ8X4), срок погашения — 03.06.2025, объем эмиссии — 10,0 млрд руб. — uА(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационные выпуски Краснодарского края, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Краснодарского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Краснодарского края и выпусков облигаций Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Краснодарского края и государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9) были опубликованы АКРА 18.10.2017, выпуска RU000A0ZZ8X4 — 17.10.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Краснодарского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Краснодарского края (RU000A0JXYS9, RU000A0ZZ8X4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Краснодарским краем, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются незапрошенными, администрация Краснодарского края принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Краснодарского края, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Краснодарского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.