Кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» (далее — Компания, КАМАЗ) обусловлен высоким уровнем системной значимости Компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства (согласно методологии АКРА). Кроме того, Компания имеет сильные рыночные позиции, высокий уровень корпоративного управления, сильную географическую диверсификацию, сильную ликвидность и средние показатели оценки бизнес-профиля, размера, рентабельности бизнеса, долговой нагрузки и обслуживания долга. Сдерживающее влияние на уровень кредитного рейтинга оказывают слабые показатели денежного потока, обусловленные тем, что в настоящее время Компания проходит пик инвестиционного цикла.
КАМАЗ — лидирующая компания на российском рынке грузовых автомобилей. В 2018 году доля КАМАЗа в сегменте автомобилей грузоподъемностью 14–40 тонн составила 41%, в том числе на рынке шасси и спецтехники — 61%, самосвалов — 47%, бортовых автомобилей — 72%, седельных тягачей — 23% (в т. ч. магистральных седельных тягачей — 19%).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Системная значимость КАМАЗа и степень влияния государства на Компанию оцениваются как высокие. Компания является ключевым игроком на рынке грузовых автомобилей России, стратегически важном для государства с точки зрения обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, автомобильная отрасль обладает одним из самых высоких мультипликативных эффектов — одно рабочее место в данном секторе создает от десяти и более рабочих мест в смежных отраслях. КАМАЗ относится к градообразующим предприятиям. Компания на постоянной основе получает очень сильную прямую поддержку от государства в виде льготных займов, льгот по налогу на имущество, софинансирования НИОКР, государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, субсидий в целях поддержки отечественного производителя, соответствующих критерию промышленной сборки, субсидий на компенсацию части затрат на транспортировку продукции на экспорт, льготного финансирования экспортных контрактов и т.д.
Средние оценки долговой нагрузки и обслуживания долга. В 2018 году произошло значительное увеличение размера общего долга Компани, что было связано с ростом лизингового портфеля Компании, консолидацией долгов Группы ОАТ (вошедшей в состав КАМАЗ в феврале 2018 года), а также плановым пиком капитальных расходов. Средневзвешенное отношение общего долга Компании к FFO до чистых процентных платежей за период с 2016 по 2021 год составит, по оценкам АКРА, 6,3х. Очень высокое значение этого показателя при оценке долговой нагрузки компенсируется очень высокой качественной оценкой долга (он имеет очень высокую дюрацию, т. к. погашение более чем 40% долга приходится на период после 2022 года) и наличием госгарантий по значительной части долгового портфеля. Кроме того, АКРА учитывает средний показатель отношения общего долга Компании к капиталу (средневзвешенный за 2016–2021 годы показатель составит 1,9х). По значительной части долга предусмотрены государственные субсидии по процентным платежам (от 70% до 90% ключевой ставки), а также льготные процентные ставки по ряду займов, благодаря чему средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам (за вычетом субсидий) в период с 2016 по 2021 год составит 2,4х.
Сильная ликвидность поддерживается значительным объемом денежных средств на счетах Компании, а также существенным размером неиспользованных средств по открытым кредитным линиям. Качественная оценка ликвидности также определяется как высокая благодаря комфортному графику погашения долгового портфеля в среднесрочной перспективе и диверсифицированным источникам финансирования.
Слабый уровень денежных потоков Компании определяется значительным объемом капитальных вложений, поскольку в настоящее время КАМАЗ проходит пик инвестиционного цикла. АКРА оценивает средневзвешенную рентабельность Компании по FCF на уровне от -5,9% за период с 2016 по 2021 год, при средневзвешенном отношении капитальных расходов к выручке на уровне 6,8%.
Ключевые допущения
- сохранение высокого уровня постоянной господдержки;
- рост продаж грузовых автомобилей КАМАЗа на внутреннем рынке до 42 тыс. к 2021 году (на 28% к показателю 2018 года);
- успешная реализация экспортной стратегии Компании, рост экспортных продаж грузовых автомобилей и сборочных комплектов до 11 тыс. к 2021-му (на 93% по сравнению с 2018 годом);
- успешная реализация проекта реинжиниринга автопроизводства и создания перспективного семейства автомобилей поколения К-5 в сроки, установленные стратегией Компании.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост объема продаж Компании ежегодно на 20% по сравнению с прогнозными уровнями на 2019-й, 2020-й и 2021-й годы.
- снижение до отметки ниже 5,0х средневзвешенного отношения общий долг/FFO до чистых процентных платежей при одновременном увеличении до уровня выше 5,0х средневзвешенного отношения FFO до чистых процентных платежей/процентные платежи.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенное снижение уровня постоянной поддержки со стороны государства;
- снижение объема продаж Компании ежегодно на 30% по сравнению с прогнозными уровнями на 2018-й, 2019-й и 2020-й годы.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb+.
Поддержка: государство — ОСК+3.
Рейтинги выпусков
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-07, срок погашения — 05.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-08, срок погашения — 05.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-09, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-10, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-11, срок погашения — 10.05.2033, объем выпуска — 3 млрд руб., — АА-(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П01, срок погашения — 04.02.2022, объем выпуска — 7 млрд руб., — А+(RU).
Облигации ПАО «КАМАЗ» биржевые процентные документарные на предъявителя, серия БО-П02, срок погашения — 25.03.2022, объем выпуска — 6 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПАО «КАМАЗ». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, кредитный рейтинг эмиссий БО-П01 (RU000A1003C0) и БО-П02 (RU000A1007V1) приравнивается к кредитному рейтингу ПАО «КАМАЗ» — А+(RU). По выпускам эмиссий серий БО-07, БО-08, БО-09, БО-10 и БО-11 предусмотрена государственная гарантия на основную сумму долга, в связи с чем АКРА относит данный вид обязательств к I категории возмещения потерь, что подразумевает повышающую корректировку кредитного рейтинга эмиссий на одну ступень относительно кредитного рейтинга КАМАЗа — до уровня AА-(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «КАМАЗ» и облигационных выпусков ПАО «КАМАЗ» были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «КАМАЗ» был опубликован 23.04.2018, кредитный рейтинг выпусков серий БО-07, БО-08, БО-09, БО-10 и БО-11 — 14.05.2018, кредитный рейтинг выпуска БО-П01 — 08.02.2019, кредитный рейтинг выпуска БО-П02 — 29.03.2019. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «КАМАЗ», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков ПАО «КАМАЗ» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «КАМАЗ», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «КАМАЗ» принимало участие в процессе их присвоения.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «КАМАЗ», не выявлены.
АКРА не оказывало ПАО «КАМАЗ» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.