АКРА подтвердило кредитный рейтинг Мурманской области на уровне BBB+(RU) и изменило прогноз на «Позитивный»

Кредитный рейтинг Мурманской области (далее — Мурманская область, Область, Регион) обусловлен сравнительно низкой гибкостью бюджетных расходов при высоком уровне самодостаточности бюджета. Изменение прогноза по кредитному рейтингу обусловлено стабилизацией операционного баланса на фоне снижения объема долга и ожидаемым сохранением данной тенденции в среднесрочной перспективе.

Мурманская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет сухопутные границы с Финляндией и Норвегией. Территория Региона относится к районам Крайнего Севера. В Области проживает 0,5% населения РФ, а ее валовый региональный продукт (ВРП) составляет 0,6% суммарного российского ВРП. По оценке Области, в 2018 году ее ВРП достиг 457 млрд руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Средний уровень долговой нагрузки. По итогам 2018 года долг Области незначительно снизился (на 1%), и в результате одновременного роста операционного баланса соотношение этих двух величин сократилось с 2,04 до 1,98. Соотношение процентных расходов и операционного баланса составляло 6–7% в 2017–2018 годах и ожидается на том же уровне по итогам 2019 года. Структура долга Области значительно не изменилась и на конец 2018 года была почти в равных частях представлена бюджетными и банковскими кредитами. На конец текущего года структура долга может измениться в пользу коммерческих кредитов, если Регион исполнит в полном объеме запланированный текущей версией бюджета дефицит. Риски рефинансирования оцениваются как низкие: без учета привлекаемого Областью кредита Управления Федерального казначейства (УФК) операционный баланс после процентных выплат превышает объем погашаемого в 2019 году долга в три раза; с учетом кредита УФК соотношение превышает 1,2. Пиковая выплата долга (без учета кредита УФК) зависит от даты погашения банковских кредитов и приходится на 2021 год, ее объем по состоянию на 01.04.2019 составлял 28% от текущего объема долга.

Высокий уровень обязательных расходов оказывает давление на бюджетные показатели. Расходы Области финансируются преимущественно за счет собственных доходов1. Средняя доля собственных доходов (без учета субвенций) оценивается на уровне 90%. Однако доля обязательных расходов также находится на очень высоком уровне, равном 82%, что ограничивает гибкость бюджетных расходов. Тем не менее по итогам 2018 года соотношение операционного баланса и регулярных доходов Региона составило 15% (ожидаемое значение на конец 2019 года — 16%). Капитальные расходы, финансируемые большей частью за счет собственных средств, составляют в среднем 12% от общего объема расходов. Несмотря на то что доходы бюджета Области в значительной мере зависит от добывающего сектора, номенклатура добываемого на ее территории сырья позволяет признать структуру налоговых поступлений достаточно диверсифицированной.


1Под собственными доходами подразумеваются налоговые и неналоговые доходы.

Экономика Области является ресурсоориентированной: почти треть ВРП генерируется за счет добычи полезных ископаемых, металлургического производства и вылова рыбы. Динамика экономических показателей Области подвержена влиянию мировых цен на добываемое сырье (добыча апатитов и никеля генерирует в среднем 15% ВРП Региона; 15% объема промышленного производства относится к металлургии). Экономика Региона также зависит от процикличной транспортной отрасли (9–11% ВРП), в частности от Мурманского морского торгового порта, через который осуществляется перевалка энергетического угля. По оценке АКРА, в 2018 году на долю добычи и производства цветных металлов пришлось порядка пятой части налоговых поступлений в бюджет Области. Еще до 16% поступлений обеспечивает сектора госуправления и обеспечения военной безопасности. Другие значимые отрасли — транспортировка и хранение, рыболовство.

Ключевые допущения

  • сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 82% совокупных расходов бюджета;
  • финансирование капитальных расходов бюджета с привлечением долга;
  • исполнение Областью условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых доходов при снижении обязательных расходов;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов областного бюджета без равнозначного увеличения его доходной части;
  • рост долговой нагрузки в связи с необходимостью покрытия роста текущих расходов.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Мурманской области был опубликован АКРА 18.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу  ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Мурманской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Мурманской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Мурманской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Мурманской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.