Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Регион, Республика) обусловлен минимальным риском рефинансирования, высокими показателями развития экономики по сравнению со среднестрановым уровнем, а также высокой степенью самостоятельности и гибкости бюджета. Изменение прогноза по кредитному рейтингу обусловлено пересмотром оценки необходимости в среднесрочной перспективе предоставлять адресную финансовую поддержку компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или в значительной степени зависящим от ее бюджета. Агентство также отмечает рост ликвидности бюджета Региона за последние шесть месяцев.

Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,9 млн человек (2,7% населения РФ). ВРП Республики по итогам 2017 года составил 2,8% совокупного ВРП регионов РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Низкий уровень кредитного риска. Государственный долг Республики Татарстан (94,2 млрд руб. на 01.04.2019) состоит на 90% из бюджетных кредитов и на 10% из гарантий, предоставленных в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. Ежегодно в анализируемый период долг не превышает операционный баланс Республики, что соответствует низкому уровню риска. Практически весь объем долга Республики подлежит погашению в период с 2023 по 2036 год. Расходы на обслуживание долга Республики не превышают 0,1% операционного баланса бюджета. Объем средств, размещенных на банковских депозитах, на 01.04.2019 покрывает 51% долга Республики.

Сбалансированный бюджет с высокой степенью самодостаточности и высоким уровнем капитальных расходов. По итогам 2018 года бюджет Республики был исполнен с профицитом в 2% (4,6 млрд руб.) налоговых и неналоговых доходов (ННД, далее — собственные доходы). Бюджет Республики обладает высокой самодостаточностью: по итогам 2018–го доля собственных доходов в составе бюджета (без учета субвенций) составила 86%. Доля капитальных расходов в составе бюджета имеет традиционно высокий уровень (в среднем 38% в период с 2015 по 2018 год). Согласно действующей редакции закона о бюджете (от 20.03.2019), по итогам 2019 года бюджет Республики должен быть исполнен с дефицитом на уровне 11,1% собственных доходов (22,9 млрд руб.). Планируемый дефицит будет профинансирован за счет остатков на счетах бюджета без привлечения долгового финансирования. В среднем за последние 12 месяцев размер депозитов, размещаемых Республикой на счетах коммерческих банков, в 1,9 раз превышает запланированный дефицит.

Ключевые допущения

  • ограниченная вероятность в среднесрочном периоде предоставления властями Республики адресной финансовой поддержки компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящим от ее бюджета;
  • исполнение бюджета в 2019 году без привлечения коммерческого долгового финансирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение уровня прозрачности и предсказуемости взаимоотношений Республики с компаниями (в том числе с финансовыми организациями), имеющими стратегическое значение для ее экономики или в значительной степени зависящими от ее бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • повышение вероятности предоставления властями Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;
  • значительный рост доли обязательных расходов в структуре бюджета;
  • нарушение Республикой правил реструктуризации бюджетных кредитов.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Татарстан, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.