Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен высокой долговой нагрузкой при эффективном управлении ликвидностью, относительно низкой гибкостью бюджетных расходов (высокая доля капитальных расходов обеспечивается средствами вышестоящих бюджетов) и сравнительно высокими показателями развития экономики.

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая долговая нагрузка бюджета Города усугубляется неравномерным графиком погашения долга и лизинговыми обязательствами. Долговая нагрузка бюджета Города достаточно высока: на конец текущего года соотношение долга и операционного баланса прогнозируется на уровне 2,7. Отрицательным фактором, усугубляющим долговую нагрузку, являются обязательства Нижнего Новгорода по договорам лизинга транспортных средств, при этом лизинг учитывается в объеме капитальных вложений городского бюджета. График погашения долга неравномерен по причине регулярного использования краткосрочных банковских кредитов. Значительная часть долга рефинансируется ежегодно: операционный баланс за вычетом процентных расходов не превышает объема погашения долга и прогнозируется на уровне 0,6 на конец 2019 года. Этот фактор частично нивелируется эффективным управлением ликвидностью.

Бюджет города не является гибким по причине высокой доли обязательных расходов и расходов, софинансируемых вышестоящими бюджетами. Доля собственных доходов Города без учета субвенций относительно высока: 66% в 2016–2019 годах. Часть собственных доходов Нижнего Новгорода приходится на источник, регулируемый законодательством Нижегородской области, согласно которому 3% НДФЛ, подлежащих зачислению в областной бюджет, передаются в бюджет городских округов. Обязательные расходы составляют значительную долю расходов бюджета (77%), что не позволяет Городу маневрировать расходами и ограничивает операционный баланс. Несмотря на то что капитальные расходы Нижнего Новгорода относительно высоки и составляют в среднем 22%, они не являются гибкими, поскольку финансируются по большей части за счет трансфертов вышестоящих бюджетов. Потенциальное структурное изменение расходной части бюджета (снижение доли капитальных расходов до 12–15% в связи с завершением мероприятий по подготовке к чемпионату мира по футболу) будет компенсировано ростом доли собственных доходов, поскольку объем трансфертов на покрытие капитальных расходов также снизится.

Ключевые допущения

  • стабильность бюджетной политики Нижегородской области в части распределения поступлений от НДФЛ;
  • снижение доли капитальных расходов, сопровождающееся снижением трансфертов на их покрытие.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост налоговых поступлений за счет увеличения собственной налоговой базы, не сопровождающийся соответствующим повышением обязательных расходов бюджета;
  • снижение объема обязательных расходов бюджета при сохранении текущего уровня налоговых доходов;
  • увеличение срока привлекаемых кредитных ресурсов и выравнивание графика погашения долга.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня самодостаточности бюджета в связи с недополучением собственных доходов;
  • изменение областного законодательства (распределение НДФЛ в пользу Нижегородской области);
  • рост процентных расходов относительно операционного баланса Города;
  • рост долговой нагрузки на бюджет Города.

Рейтинги выпусков

Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00), срок погашения — 05.12.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Указанный выше облигационный выпуск Нижнего Новгорода, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Нижнего Новгорода — A-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска облигаций Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017, муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) — 29.11.2017.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода, а также кредитного рейтинга муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00)  ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий: для оценки денежных доходов населения Города был использован показатель средней номинальной начисленной заработной платы.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Нижнего Новгорода, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.