Кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) (далее — Республика Саха (Якутия), Республика, Регион) обусловлен зависимостью ее бюджетных показателей от низкодиверсифицированных источников доходов, необходимостью поддерживать значительный объем обязательных расходов, а также наличием косвенных обязательств, влияющих на параметры долговой нагрузки. Изменение прогноза по кредитному рейтингу обусловлено ожиданием стабилизации операционного баланса Региона в 2019 году и избавлением от просроченной кредиторской задолженности.
Республика Саха (Якутия), входящая в состав Дальневосточного федерального округа, является крупнейшим по площади регионом России. Республика занимает почти пятую часть РФ и располагается на территории, относимой к районам Крайнего Севера. Население Региона составляет 0,7% населения РФ, а валовый региональный продукт (ВРП) — порядка 1,2% совокупного ВРП РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Зависимость налоговых и неналоговых доходов от крупнейших компаний Республики влияет на волатильность региональных бюджетных показателей[1]. Наполнение бюджета Республики напрямую зависит от основных налогоплательщиков — алмазо– и нефтедобывающей отраслей. В 2018 году налоговые и неналоговые доходы (ННД, собственные доходы) увеличились на 24% относительно низкой базы 2017 года. Более 80% прироста ННД обеспечил прирост поступлений по налогу на прибыль, преимущественно в секторе добычи нефти и газа. По этой причине, а также в результате получения значительного объема дивидендов операционный баланс Республики в 2018 году вырос до 22% ее регулярных доходов, что значительно выше показателя 2017–го (16%) и сравнимо со средним показателем за 2014-2016 годы (22%). По итогам 2018 года сложился профицит в размере 7% ННД. С 2017 года дивиденды стали важнейшим фактором, поддерживающим операционный баланс Региона. Их объем сравнялся с поступлениями по налогу на добычу полезных ископаемых и превысил поступления по налогу на имущество. АКРА ожидает, что сохранение высоких дивидендных выплат позволит удержать операционный баланс в 2019 году на сопоставимом уровне, даже несмотря на прогнозируемое снижение поступлений по налогу на прибыль.
Доля обязательных расходов бюджета Республики в среднем составит 76% общего объема расходов за 2016–2019 год. Капитальные расходы находятся на довольно низком уровне (в среднем 10% за указанный период).
1 Бюджетные показатели проанализированы без учета трансферта, перечисляемого ПАО «РусГидро» в 2017–2020 годах по программе достижения на территориях ДФО базовых уровней тарифов.
Сравнительно невысокая долговая нагрузка отягощена косвенными обязательствами. Республика не принимает участие в программе реструктуризации бюджетных кредитов. Профицит 2018 года стал источником частичного погашения долга (его размер сократился на 2%). Соотношение долга и операционного баланса Республики составило на конец 2018 года 1,2 и, как ожидается, на конец 2019–го сохранится на данном уровне. Риск рефинансирования низкий: хотя график погашения долга на 01.04.2019 предусматривает рефинансирование четверти обязательств в течение ближайших девяти месяцев, операционный баланс после уплаты процентов ежегодно превышает краткосрочный долг приблизительно в три раза. Четверть долгового портфеля составляют гарантии, выданные по обязательствам предприятий госсектора в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера. Принимая во внимание социальную значимость и финансовое состояние предприятий госсектора, Агентство считает целесообразным учитывать задолженность некоторых из них в виде косвенных обязательств правительства. По оценке АКРА, на конец 2018 года общая задолженность таких предприятий могла составить до 27 млрд руб. (за вычетом выданных гарантий). Агентство отмечает, что по состоянию на последнюю доступную дату (01.04.2019) Республика полностью погасила просроченную кредиторскую задолженность без привлечения дополнительных заемных средств.
Экономика Региона определяется динамикой добывающей промышленности и природно-климатическими условиями. На территории Республики расположены крупнейшие в России месторождения алмазов (добывается 90% российских алмазов, что составляет порядка четверти мировой добычи), а также месторождения золота и топливно-энергетических полезных ископаемых. Добывающая промышленность формирует до половины ВРП Региона. В структуре добычи полезных ископаемых наибольший удельный вес имеет добыча алмазов и нефти. Суровые климатические условия накладывают ограничения на развитие социально-экономического потенциала Республики и диверсификацию ее экономики.
Ключевые допущения
- отсутствие резких колебаний в динамике безвозмездных поступлений от вышестоящего бюджета в плановом периоде;
- сохранение высоких неналоговых поступлений;
- сохранение в прогнозном периоде сбалансированной долговой политики с привлечением долгосрочного долга и плавным графиком погашения.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- проведение контрциклической политики бюджетных расходов;
- рост налоговых поступлений в результате запуска крупных инвестиционных проектов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- неисполнение заложенных на момент проведения рейтингового анализа налоговых доходов бюджета;
- рост доли обязательных расходов бюджета;
- возникновение просроченной кредиторской задолженности;
- изменение долговой политики и временной структуры долга;
- ухудшение финансового состояния предприятий госсектора и необходимость их сверхплановой поддержки.
Рейтинги выпусков
Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные ниже облигационные выпуски Республики Саха (Якутия), по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия).
Ключевые характеристики выпусков
Республика Саха (Якутия), 35006 (ISIN RU000A0JUQH4), срок погашения — 02.07.2021, объем эмиссии — 2,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35007 (ISIN RU000A0JVEH8), срок погашения — 14.05.2020, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35008 (ISIN RU000A0JWGT6), срок погашения — 18.05.2021, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35009 (ISIN RU000A0JXR43), срок погашения — 16.05.2024, объем эмиссии — 5,0 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35010 (ISIN RU000A0ZZ7E6), срок погашения — 15.05.2025, объем эмиссии — 5,5 млрд руб. — А(RU).
Республика Саха (Якутия), 35011 (ISIN RU000A0ZZNJ2), срок погашения — 24.09.2025, объем эмиссии — 6,0 млрд руб. — А(RU).
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Республики Саха (Якутия) и выпусков облигаций Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43, ISIN RU000A0ZZ7E6, ISIN RU000A0ZZNJ2) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43) были опубликованы АКРА 08.11.2017, государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0ZZ7E6) — 31.05.2018, государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0ZZNJ2) — 26.09.2018.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Саха (Якутия) и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Республики Саха (Якутия) (ISIN RU000A0JUQH4, ISIN RU000A0JVEH8, ISIN RU000A0JWGT6, ISIN RU000A0JXR43, ISIN RU000A0ZZ7E6, ISIN RU000A0ZZNJ2) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Саха (Якутия), информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Республики Саха (Якутия) принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Республики Саха (Якутия), не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Республики Саха (Якутия) дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.