Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывают высокая степень гибкости и сбалансированности бюджета в совокупности с большой долей капитальных расходов, а также существенные финансовые резервы областного бюджета.
Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ) без учета населения автономных округов. ВРП Области (без учета автономных округов) составляет 1,4% совокупного ВРП регионов РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Остаток на едином счете стабильно превышает накопленный объем долга. На 01.04.2019 долг Тюменской области составил 3,56 млрд руб. и на 91% состоит из предоставленных гарантий. Оставшиеся 9% (321 млн руб.) долгового портфеля приходятся на бюджетные кредиты, которые подлежат погашению в период с 2025 по 2034 год. Предусмотренные законом об областном бюджете на 2019 год размещение Регионом государственных ценных бумаг общим номиналом 5 млрд руб. и предоставление государственных гарантий на сумму 1,75 млрд руб. могут увеличить его долг на конец 2019 года до 10 млрд руб. (до 23% операционного баланса Региона). Указанные показатели долговой нагрузки соответствуют минимальному уровню риска. При этом Тюменская область располагает значительным объемом средств на депозитных счетах, который многократно превышает совокупный объем ее долговых обязательств.
Сбалансированный бюджет с высокой степенью гибкости и самодостаточности. Область финансирует бюджетные расходы самостоятельно: за 2016–2019 годы доля собственных доходов (без учета субвенций) будет равна в среднем 97%. Структура расходов бюджета, в которой доли обязательных и капитальных расходов в указанном периоде составляют 60 и 30% соответственно, свидетельствует о высокой степени гибкости бюджета. Существенные финансовые резервы областного бюджета обуславливают его высокую степень устойчивости к негативным внешним воздействиям. В 2018 году бюджет Области был исполнен с профицитом 33,6 млрд руб. благодаря значительному росту поступлений по налогу на прибыль (на 64% по сравнению с 2017 годом) на фоне высокой рублевой цены нефти. Согласно действующей редакции закона об областном бюджете, в 2019 году ожидается снижение доходов до 142,8 млрд руб. против 203,9 млрд руб. в 2018 году, а бюджет Тюменской области будет исполнен с дефицитом на уровне 16,4% налоговых и неналоговых доходов (22,4 млрд руб.). Дефицит будет профинансирован за счет остатков на бюджетных счетах, а также за счет размещения Регионом облигаций на сумму до 5 млрд руб. По оценкам АКРА, фактический дефицит бюджета может оказаться значительно меньше ожидаемого уровня. По итогам первого квартала 2019 года фактически полученные доходы бюджета увеличились на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составили 47,6 млрд руб. при росте расходов лишь на 6% (до 25,8 млрд руб.).
Хорошо развитая экономика с большим ресурсным потенциалом. Экономика Тюменской области основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. Значительная доля таких поступлений также приходится на оптовую торговлю, транспорт и связь, а также на финансовую деятельность. Кроме того, в Регионе реализуются крупные инвестиционные проекты в нефтегазохимии, нефтедобыче, фармацевтике, агропромышленном комплексе и других сферах. Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов действует договор, регламентирующий, помимо прочего, реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться все население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО). В соответствии с договором, на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.
Ключевые допущения
- сохранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО;
- сбалансированная политика бюджетных расходов;
- консервативная долговая политика.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение политики управления бюджетными расходами в пользу наращивания текущих расходов;
- значительное изменение конфигурации межбюджетных отношений в РФ.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тюменской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.