Повышение кредитного рейтинга Белгородской области (далее — Область, Регион) обусловлено снижением долговой нагрузки на бюджет Региона за счет уменьшения абсолютного размера долга и роста операционного баланса (благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на рынке металлов), а также за счет изменения уровня собственной ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывают стабильные показатели бюджетной дисциплины, сбалансированная структура долга и высокий уровень развития инфраструктуры Области. Рейтинг ограничен показателями развития экономики, в целом не превышающими среднестрановые значения.
На территории Региона производится порядка 40% российского железорудного концентрата, а благоприятные климатические условия обеспечивают возможности для развития нецикличных отраслей — сельского хозяйства и пищевой промышленности, что оказывает ограниченное положительное влияние на диверсификацию экономики Региона, зависимой от добывающей отрасли.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Значительное сокращение долговой нагрузки. Исполнение бюджета с профицитом в 2018 году, а также истечение срока действия значительного объема гарантий позволило Области сократить долг на 6,7 млрд руб. (16,5% совокупного объема долга). Вместе с ростом операционного баланса это привело к снижению соотношения долга и операционного баланса с 1,4х в 2017 году до 1,0х по итогам 2018–го. Ожидаемое соотношение на конец текущего года — порядка 1,25х. В 2019 году операционный баланс после уплаты процентов почти в пять раз превысит объем краткосрочного долга. Темпы снижения долговой нагрузки Области значительно опережают темпы, предусмотренные соглашениями с Минфином России.
На 01.05.2019 долг Области составил 30 млрд руб. (35% — облигации, 31% — бюджетные кредиты, 14% — банковские кредиты, 20% — гарантии). Максимальная доля рефинансирования приходится на 2020 год и составляет 28%. Актуальная версия закона о бюджете Области предусматривает выдачу новых гарантий на незначительную сумму.
Планируемый дефицит текущего года будет профинансирован за счет остатков на счетах, в том числе депозитов.
Накопленная в 2018 году ликвидность позволит профинансировать потенциальный дефицит в 2019–м. По итогам 2018 года налоговые и неналоговые доходы (ННД) увеличились на 21% (с 60,6 до 73,5 млрд руб.), при этом более половины прироста пришлось на налог на прибыль, обеспеченный предприятиями металлургического сектора. В результате бюджет был исполнен с профицитом на сумму 8,1 млрд руб. (11% ННД), остатки на счетах бюджета к концу года составили 10,1 млрд руб. Операционный баланс, по методологии АКРА, увеличился на 24%.
Область финансирует бюджетные расходы самостоятельно: за 2016–2019 годы доля собственных доходов (без учета субвенций) будет равна в среднем 80%. Капитальные расходы Области составляют порядка 19% расходов и финансируются преимущественно за собственный счет. При этом доля обязательных расходов является умеренной (в указанном периоде составит 63%). По оценке АКРА, в среднесрочной перспективе такая структура расходов сохранится.
Ключевые допущения
- сохранение зависимости экономики Области от динамики ее ключевых секторов;
- снижение ННД в 2019 году не более чем на 5% от показателя 2018–го;
- сохранение сбалансированной долговой политики с преимущественным привлечением долгосрочного долга и равномерным графиком погашения;
- постепенное снижение долговой нагрузки за счет погашения долга.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост операционного баланса, в том числе при снижении доли обязательных расходов;
- улучшение показателей долговой нагрузки по мере роста операционного баланса и (или) сокращения объема выданных гарантий в совокупности с погашением долговых обязательств.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение долговой политики и временной структуры долга;
- рост стоимости обслуживания долга;
- существенное снижение налоговых поступлений от предприятий металлургической отрасли;
- исполнение областного бюджета на конец 2019 года с дефицитом более 10% ННД.
Рейтинги выпусков
Белгородская область, 35011 (ISIN RU000A0JXTW1); срок погашения — 11.06.2024, объем эмиссии — 4 млрд руб., — АA-(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Белгородской области, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Белгородской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Белгородской области и облигационного выпуска Белгородской области (ISIN RU000A0JXTW1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Белгородской области и государственных ценных бумаг Белгородской области были опубликованы АКРА 13.06.2017 и 19.06.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Белгородской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Белгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Белгородской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Белгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Белгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Белгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.