Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА подтвердило кредитный рейтинг Московской области на уровне AA(RU), прогноз «Стабильный», и ее облигаций — на уровне AA(RU)

Кредитный рейтинг Московской области (далее — Московская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и средним уровнем долговой нагрузки при значительном объеме собственной ликвидности.

Московская область — крупный промышленно развитый регион, характеризующийся значительным вкладом в экономику РФ (3,8 трлн руб. в 2017 году, или порядка 5% суммарного российского валового регионального продукта, ВРП). Регион занимает второе место по численности населения (5% общего населения страны).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Масштабная программа капитальных вложений, финансируемая за собственный счет. Бюджет Московской области характеризуется стабильно высокой долей собственных поступлений (94% доходов бюджета без учета субвенций). В 2016–2019 годах обязательные расходы, по оценке АКРА, могут составить в среднем порядка 75% совокупных расходов, а операционный баланс не превысит 20% регулярных доходов. Средняя доля капитальных расходов составит 17% совокупных расходов Региона в указанном периоде. В 2019 году Областью запланировано масштабное увеличение капитальных вложений (в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом). В рамках базового сценария АКРА ожидается исполнение данных расходов на уровне не более 80%. Планируемый Областью прирост капитальных расходов наряду с увеличением обязательных расходов может привести к росту дефицита областного бюджета свыше 100 млрд руб. в 2019 году против 28,9 млрд руб. в 2018 году. В соответствии с законом об областном бюджете на 2019 год финансирование дефицита будет осуществляться как из средств собственного финансового резерва, так и за счет наращивания коммерческого долга.

Средний уровень долговой нагрузки в сочетании с необходимостью рефинансирования трех четвертей долговых обязательств Области до 2021 года. По оценкам АКРА, в 2019 году совокупный долг Области в базовом сценарии составит 200% операционного баланса, что соответствует среднему уровню риска. Однако при условии полного исполнения текущей программы капитальных вложений и неисполнения налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) на 5% от предусмотренного законом о бюджете уровня совокупный долг может превысить 300% операционного баланса. На дату проведения анализа краткосрочный долг Региона составил 7% его совокупного долга и оказался в девять раз меньше ожидаемого операционного баланса за вычетом процентных расходов, что соответствует минимальному риску рефинансирования в 2019 году. В 2020–2021 годах данный риск может существенно возрасти вследствие необходимости рефинансирования почти 70% долговых обязательств Области (91 млрд руб.). Расходы на обслуживание долга в 2019 году не превысят 20% операционного баланса, что соответствует низкому уровню риска и свидетельствует о необременительности данных расходов для регионального бюджета. Долговая нагрузка предприятий государственного сектора остается на умеренном уровне.

Избыточная ликвидность бюджета. Московская область регулярно размещает средства на депозитах в объеме, позволяющем покрывать расходы в течение одного-двух месяцев. По состоянию на 01.04.2019 средства, размещенные Областью на банковских депозитах, составили порядка 55% объема ее долговых обязательств. Собственный объем ликвидности может снизиться в случае полного исполнения в 2019 году программы капитальных вложений, так как значительная часть средств на депозитах будет использована. Впрочем, в базовом прогнозе АКРА остатка средств будет достаточно, чтобы при необходимости компенсировать несовпадающую сезонность доходов и расходов.

Высокий уровень диверсификации экономики и выгодное географическое положение. Несмотря на исторически высокую концентрацию на территории Региона предприятий машиностроительного сектора, доминирующей отраслью производства является пищевая промышленность (порядка 25% промышленного производства), не относящаяся к процикличным отраслям. Налоговые поступления в бюджет Области не зависят от одного крупного налогоплательщика (или группы крупных налогоплательщиков): исторически максимальная доля одного налогоплательщика в налоговых доходах бюджета составляет менее 4%. Близость к Москве гарантирует стабильный рынок сбыта продукции, производимой в Московской области, и спрос на трудовые ресурсы, что обеспечивает низкий уровень безработицы (около 60% от среднестранового уровня в 2015–2018 годах) и относительно высокий уровень среднедушевых денежных доходов (на 30% выше среднего по стране в течение анализируемого периода).

Ключевые допущения

  • в 2019 году ННД Региона вырастут как минимум на 4,8% (прогнозируемый АКРА уровень инфляции) по сравнению с 2018-м;
  • учет части расходов Московской области на завершение строительства жилых объектов Urban Group в составе обязательных расходов областного бюджета;
  • исполнение запланированной программы капитальных вложений на 80% в 2019 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • стабилизация ожидаемого уровня долговой нагрузки;
  • существенное превышение темпов роста экономики над среднероссийским уровнем.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост уровня обязательных расходов;
  • длительное сохранение дефицита бюджета на уровне выше 5% доходов;
  • существенное сокращение средней срочности рыночного долга.

Рейтинги выпусков

Московская область, 35010 (ISIN RU000A0JX0B9), срок погашения — 21.11.2023, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА(RU).

Московская область, 34011 (ISIN RU000A0ZYML3), срок погашения — 22.12.2022, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Московской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Московской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Московской области и облигационных выпусков Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Московской области и государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) были опубликованы АКРА 12.12.2016, 12.12.2016 и 21.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Московской области (ISIN RU000A0JX0B9, ISIN RU000A0ZYML3) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Московской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Московской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Московской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Правительству Московской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.