Изменение прогноза по кредитному рейтингу Тверской области (далее — Область, Регион) обусловлено увеличением ликвидности областного бюджета в связи с ростом налоговых и неналоговых доходов (ННД) в 2018-м, а также снижением относительной долговой нагрузки по итогам 2018 года. Рейтинг ограничен относительно невысокой гибкостью бюджетных расходов и умеренными показателями развития экономики по сравнению со средними по стране.
Область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). По данным за 2017 год, на Регион приходилось 18% производства электроэнергии в ЦФО (второе место после Москвы).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Снижение относительной долговой нагрузки при невысоком риске рефинансирования. По итогам 2018 года при уменьшении абсолютного размера долга на 4% соотношение долга и операционного баланса Области снизилось до 1,6 (на конец 2019 года прогнозируется на уровне 1,9 за счет сокращения операционного баланса). Несмотря на рост данного показателя в текущем году, его динамика за последние пять лет отражает снижение уровня кредитного риска. Для финансирования дефицита Область использует среднесрочные возобновляемые кредитные линии. С одной стороны, это неблагоприятно влияет на график погашения долга, а с другой — позволяет Области снижать процентные расходы, погашая в течение года кредитные линии при достаточном для этого уровне ликвидности. В результате в 2020 году Области необходимо будет рефинансировать почти треть долга (от суммы долга по состоянию на 01.01.2019).
Область опережает темпы снижения долговой нагрузки, определенные соглашениями с Минфином России. Планируемый дефицит текущего года будет профинансирован за счет остатков на счетах, сформированных по итогам 2018-го.
Ограниченная гибкость бюджетных расходов при высокой степени самодостаточности бюджета. Бюджет Области характеризуется высокой степенью самодостаточности (в среднем 80% в 2016–2018 годах без учета субвенций). В 2019 году в связи с плановым ростом трансфертов доля собственных доходов снизится приблизительно до 75%. Средняя доля обязательных расходов за 2016–2019 годы составит 79% от совокупного показателя, что говорит об ограниченной гибкости бюджетных расходов. За 2018 год операционный баланс увеличился на треть за счет роста ННД (наполовину за счет налога на прибыль). Налоговые поступления в бюджет Области в достаточной степени диверсифицированы, при этом наиболее значимый прирост наблюдался в секторах «Деятельность в области информации и связи» и «Производство прочих транспортных средств и оборудования» (порядка 40% прироста налоговых поступлений по итогам года приходится на эти отрасли, а совокупно их доля в налоговых поступлениях бюджета по итогам 2018 года составляет порядка 17%). Большая часть полученного по итогам года профицита увеличила остатки на счетах бюджета Области. По оценке АКРА, по итогам текущего года размер ННД снизится, а операционный баланс вернется к уровню 2016–2017 годов (21–22% от регулярных доходов). Капитальные расходы областного бюджета составят в среднем 11%. По оценке АКРА, в 2019–2020 годах показатели бюджетной дисциплины будут находиться в пределах значений, соответствующих средней оценке по методологии АКРА.
Рост уровня ликвидности бюджета. В 2018 году благодаря росту ННД Область смогла сформировать значительный запас ликвидности, который позволит финансировать дефицит в течение двух-трех лет без привлечения долга. Среднемесячные остатки на счетах в 2018 году составляли 4,3 млрд руб. (за 2016 и 2017 год — 1,8 и 1,7 млрд руб. соответственно). Текущий уровень ликвидности позволяет Региону погасить внутри года банковские кредиты, не привлекая кредит УФК. В целях управления ликвидностью Регион использует средства бюджетных и автономных государственных учреждений.
Ключевые допущения
- удержание доли обязательных расходов Области в пределах 80% от расходов бюджета;
- частичное неисполнение в 2019 году заявленной программы капитальных расходов;
- финансирование дефицита бюджета 2019 года за счет остатков на счетах.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- дальнейшее снижение долговой нагрузки на бюджет Области;
- структурное улучшение профиля погашения долга;
- сокращение доли обязательных расходов бюджета Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение собственных доходов бюджета более чем на 2% от прогнозируемых АКРА значений;
- изменение структуры расходной части бюджета Области в пользу роста текущих расходов;
- рост относительной долговой нагрузки.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тверской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.