Повышение кредитного рейтинга Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлено ростом доходов, позволившим снизить долговую нагрузку Региона. Поддержку кредитному рейтингу оказывают высокий уровень ликвидности и показателей бюджетной дисциплины. Рейтинг ограничен показателями развития экономики, в целом не превышающими среднестрановые значения, а также низкой степенью диверсификации экономики.
Липецкая область расположена в Центральном федеральном округе и граничит с шестью регионами. В Регионе проживает 1,1 млн человек. По оценке Области, ее ВРП в 2018 году составил 539 млрд руб.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сокращение долговой нагрузки за счет профицита и рост остатков средств на счетах. По итогам 2018 года объем государственного долга Области снизился на 9% (1,4 млрд руб.). Соотношение долга и операционного баланса устойчиво снижается (0,5 по итогам 2018 года). Исходя из текущих параметров закона о бюджете Области, данный показатель по итогам 2019–го не превысит 0,7 (низкий уровень кредитного риска).
По состоянию на 01.06.2019 общий долг Липецкой области составлял 13 млрд руб. и был представлен облигациями (45%), бюджетными кредитами (50%) и незначительным объемом банковских кредитов и гарантий. Ежегодная доля рефинансирования долга составляла на указанную дату не более 23%. На конец 2019 года операционный баланс после уплаты процентов почти в четыре раза превысит расходы на погашение долга (минимальный уровень риска). Остатки средств на счетах бюджета на 01.05.2019 покрывали более 60% объема общего долга.
Высокие показатели бюджетной дисциплины и контроля. Область финансирует бюджетные расходы самостоятельно: за 2016–2019 годы доля собственных доходов (без учета субвенций) будет равна в среднем 82%. Капитальные расходы Области составляют порядка 24% расходов и финансируются большей частью (около 60%) за собственный счет. При этом доля обязательных расходов невысока — в среднем 62% за указанный период.
По итогам 2018 года налоговые и неналоговые доходы (ННД) увеличились на 19%, при этом более половины прироста пришлось на налог на прибыль, обеспеченный предприятиями металлургического сектора. Это привело к значительному росту операционного баланса. Учитывая ожидаемое снижение цен на металлы, операционный баланс по итогам 2019 года, вероятно, вернется к уровню 2017–го, который, тем не менее, свидетельствует о значительной гибкости расходов бюджета.
По итогам 2018 года профицит бюджета Области составил 12% ННД, остатки на счетах бюджета — 10,1 млрд руб.
Ключевые допущения
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета;
- сокращение ННД в 2019 году не более чем на 11%;
- сохранение консервативной долговой политики.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- рост ряда экономических показателей до среднестранового уровня.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- изменение долговой политики и временной структуры долга;
- существенное снижение налоговых поступлений при невозможности сократить обязательные расходы бюджета.
Рейтинги выпусков
Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АА(RU);
Липецкая область, 35008 (ISIN RU000A0JTVZ8), срок погашения — 17.04.2020, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АА(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Липецкой области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A0JTVZ8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Липецкой области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A0JTVZ8) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 12.07.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Липецкой области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Липецкой области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.