Тренинг по кредитному анализу суверенного риска 24 октября

АКРА повысило кредитный рейтинг Самарской области до уровня AA(RU), прогноз «Стабильный», и облигаций Области — до уровня AA(RU)

Повышение кредитного рейтинга Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлено улучшением показателей бюджетной дисциплины за счет роста налоговых поступлений и улучшения графика погашения долга. Поддержку рейтингу оказывает снижение долговой нагрузки и высокий уровень ликвидности регионального бюджета. Рейтинг сдерживают показатели развития экономики, часть которых находится на уровне ниже среднероссийских.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, занимает 11-е место по объему валового регионального продукта (ВРП). В Регионе проживает 3,2 млн человек.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая степень самодостаточности бюджета при ограниченной гибкости бюджетных расходов. Бюджет Области в 2018 году был исполнен с профицитом 16 млрд руб., налоговые и неналоговые доходы (ННД) и операционный баланс (по методологии АКРА) увеличились на 15%. В соответствии с законом об областном бюджете, бюджет Региона в 2019 году может быть исполнен с дефицитом на уровне 7,5% ННД. По прогнозу АКРА, дефицит будет значительно ниже, большая его часть будет покрыта за счет остатков, накопленных в предыдущие годы. Региональный бюджет характеризуется высоким уровнем собственных доходов: в 2016–2019 годах доля собственных доходов составит 90%. Обязательные (по методологии АКРА) расходы в указанном периоде в среднем составят 71%, однако операционный баланс Области устойчиво находится в диапазоне 25-32%, что свидетельствует о росте гибкости расходов областного бюджета.   

Умеренный уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам структуре долга. В 2018 году Область сократила свой долг на 10 млрд руб. (15%) за счет погашения банковских кредитов. На начало 2019 года государственный долг Области составлял 55 млрд руб., из них 37 млрд руб. приходится на облигации, 18 млрд руб. — на бюджетные кредиты. По оценкам АКРА, совокупный долг Региона на конец 2019 года останется на том же уровне, а соотношение долга и операционного баланса и соотношение долга и ННД не превысят 125% и 40% соответственно. Согласно графику погашения долговых обязательств Области, ежегодная сумма погашения (рефинансирования) текущего объема долга не превышает 16% (не более 8,7 млрд руб.). Процентные расходы по долгу являются необременительными. Темпы сокращения долговой нагрузки Области значительно опережают темпы, установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.

Высокий уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещает средства на депозитах в объеме, сопоставимом со среднемесячными расходами бюджета. По состоянию на 01.05.2019 средства, размещенные Областью на банковских депозитах, составляли порядка 53% ее долговых обязательств. Управление Регионом временно свободными остатками бюджетных средств позволяет бюджету получать дополнительные доходы и частично компенсировать расходы на обслуживание долга.

Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. Основой экономики Региона являются обрабатывающая промышленность (22,2% ВРП в 2017 году) и добыча нефти (16,5% ВРП в 2017 году). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств (41% объема отгруженных товаров обрабатывающей промышленности в 2017 году) и химическое производство (16% объема отгруженных товаров).

В рассматриваемый период ВРП на душу населения и среднедушевые денежные доходы составляют 85% и 87% от среднестранового уровня при безработице ниже среднероссийского показателя.

Ключевые допущения

  • снижение ННД в 2019 году не более чем на 2% относительно уровня 2018–го;
  • сдерживание темпов роста обязательных расходов бюджета в 2019 году;
  • сохранение консервативной долговой политики.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение отставания части экономических показателей Региона от среднестрановых уровней;
  • снижение доли обязательных расходов бюджета Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение поступлений по основным видам налоговых доходов вследствие ухудшения рыночной конъюнктуры и сокращения промышленного производства;
  • существенное снижение объема бюджета развития (расходов капитального характера) в составе бюджета;
  • увеличение долговой нагрузки Области.

Рейтинги выпусков

Самарская область, 35009 (ISIN RU000A0JU2H5); срок погашения — 31.07.2020, объем эмиссии — 8,3 млрд руб. — АА(RU).

Самарская область, 35010 (ISIN RU000A0JUQP7); срок погашения — 01.07.2021, объем эмиссии — 12 млрд руб. — АА(RU).

Самарская область, 34011 (ISIN RU000A0JVK00); срок погашения — 18.06.2020, объем эмиссии — 7 млрд руб. — АА(RU).

Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб. — АА(RU).

Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб. — АА(RU).

Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб. — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 05.06.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 07.07.2017, 07.07.2017 и 06.06.2018 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JU2H5, RU000A0JUQP7, RU000A0JVK00, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Самарской области, не выявлены.

АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.