Кредитный рейтинг Тамбовской области (далее — Тамбовская область, Область, Регион) обусловлен стабильными показателями бюджетной дисциплины и низким риском рефинансирования долга. Аграрная специфика региональной экономики сдерживает темпы роста доходной части бюджета и социально-экономические показатели, что оказывает давление на кредитный рейтинг Области. Прогноз по кредитному рейтингу обусловлен возможным улучшением бюджетных показателей Региона в случае роста налоговых поступлений при снижении долговой нагрузки.
Тамбовская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. По оценке Области, в 2018 году ее ВРП составил порядка 331 млрд руб.; примерно треть ВРП формирует сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Стабильные показатели бюджетной дисциплины при высокой доле капитальных расходов, обеспеченных федеральными трансфертами. Средняя доля собственных доходов Региона (без учета субвенций) за период с 2016 по 2019 год составит 57% (средний уровень самодостаточности бюджета). Хотя на капитальные расходы ежегодно приходится значительная доля расходов бюджета Области, они более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из вышестоящего бюджета, то есть не могут быть резервом сокращения бюджетных расходов. Налоговые поступления в бюджет Области являются хорошо диверсифицированными, хотя в смежных отраслях — сельском хозяйстве
и сельскохозяйственной переработке — отмечается концентрация налоговой базы. Совокупная доля этих секторов в ВРП составляет порядка трети, в налоговых доходах — 15% в среднем за последние три года. Дальнейший рост налоговых поступлений в бюджет Области ограничен сравнительно узкой налоговой базой и динамикой заработных плат, поскольку НДФЛ — наиболее значимый налог в структуре налоговых и неналоговых доходов (ННД).
Низкий риск рефинансирования. С 2017 года долговая нагрузка на бюджет Области незначительно снизилась, несмотря на увеличение абсолютного размера долга. Эта тенденция была обусловлена ростом ННД. Хотя соотношение долга и собственных доходов на 01.01.2019 находится в рамках показателей, указанных в соглашениях о реструктуризации бюджетных кредитов, АКРА не исключает вероятности роста этого соотношения по итогам 2019 года в том случае, если бюджет будет исполнен в рамках текущей версии закона о бюджете.
Учитывая структуру и график погашения долга, риск рефинансирования для Области минимален в среднесрочном периоде. Подлежащая рефинансированию максимальная доля долга приходится на 2022 год и составляет 25%, более двух третей долга — это бюджетные кредиты и облигации.
Ключевые допущения
- сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от трансфертов;
- сдерживание роста расходной части бюджета и сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 70% общих расходов бюджета;
- снижение относительной долговой нагрузки.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост уровня самодостаточности бюджета;
- рост операционного баланса Области;
- рост уровня ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области в связи с увеличением долговой нагрузки;
- изменение структуры погашения долга (рост доли краткосрочных источников финансирования).
Рейтинги выпусков
Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Тамбовской области и государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.