Кредитный рейтинг Челябинской области (далее — Челябинская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и очень высоким уровнем ликвидности бюджета. Рейтинг ограничен показателями развития экономики Области (в расчете на душу населения), которые существенно уступают среднероссийским, а также достаточно высокой долей обязательных расходов бюджета. Прогноз по кредитному рейтингу обусловлен постепенным ростом показателей бюджетной дисциплины.

Челябинская область находится в Уральском федеральном округе. Численность населения составляет 3,5 млн человек (немногим более 2% населения РФ). По оценке Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2018 года составил 1,514 трлн руб.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Минимальный уровень кредитного риска. Долговая нагрузка Челябинской области находится на минимальном уровне (соотношение долга и операционного баланса в 2017–2018 годах не превышало 0,5). Если до конца 2019 года Область в полном объеме предоставит гарантии, запланированные законом о бюджете, соотношение возрастет до 0,8, что также соответствует, по методологии АКРА, низкому уровню кредитного риска. Долг Региона по состоянию на 01.06.2019 представлен бюджетными кредитами и гарантиями, поэтому расходов на его обслуживание практически нет, а риски рефинансирования в среднесрочной перспективе отсутствуют. Запланированный на конец текущего года дефицит может быть полностью профинансирован за счет остатков на счетах.

Зависимость налоговых поступлений от металлургического сектора при сбалансированной бюджетной политике. Профицит бюджета Области в 2018 году составил 8,5% налоговых и неналоговых доходов (ННД), а сам показатель ННД вырос на 19%. Рост ННД почти наполовину был обеспечен налогом на прибыль (+9,8 млрд руб.) благодаря металлургическому сектору, где налог на прибыль вырос на 57% (9,4 млрд руб.). Вклад металлургии в рост совокупных налоговых поступлений в бюджет Региона составил не менее 11 млрд руб. (крупнейшие предприятия сектора — ПАО «ММК» и ПАО «ЧМК», принадлежащее ПАО «Мечел»). Увеличение налоговых поступлений от сектора связано с продолжительным периодом роста рублевых цен на металлы. АКРА ожидает, что темпы прироста доходов Области в 2019 году снизятся относительно уровня 2018 года в связи с ухудшением конъюнктуры цен на сырье. Тем не менее динамика исполнения доходов Региона за четыре месяца 2019 года остается положительной из-за высоких рублевых цен на металлы (исполнение статей доходов бюджета на 17% опережает показатель за аналогичный период 2018 года; при этом расходы растут теми же темпами). Бюджет области характеризуется высоким уровнем самодостаточности — доля собственных доходов (без учета субвенций) составляет в среднем 86% за период с 2016 по 2019 год. Операционный баланс за анализируемый период вырос с 21% до 28% регулярных доходов. Показатели бюджетной дисциплины в 2019 году будут определяться конъюнктурой на рынке металлов и возможностью Области управлять обязательными расходами, доля которых в структуре бюджета значительна.

Высокий уровень ликвидности позволяет Региону размещать временно свободные финансовые ресурсы на депозитах и увеличивать неналоговые доходы бюджета. Среднемесячный объем депозитов за пять месяцев 2019 года более чем в полтора раза превышает среднемесячные расходы областного бюджета. Остатки на счетах на 01.05.2019 в два раза превосходят долг Области на ту же дату (включая выданные госгарантии).

Ключевые допущения

  • сохранение сбалансированной бюджетной политики, при которой темпы роста расходов (в том числе текущих) не превышают темпов роста собственных доходов;
  • исполнение бюджета в 2019 году с дефицитом не более 11% ННД.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост показателей бюджетной дисциплины;
  • опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения и реального ВРП.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное снижение операционного баланса при росте обязательных расходов;
  • длительный период роста относительной долговой нагрузки.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Челябинской области был опубликован АКРА 26.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Челябинской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Челябинской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Челябинской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Челябинской области, не выявлены.

АКРА оказывало Правительству Челябинской области дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.