Кредитный рейтинг Санкт-Петербурга (далее — Санкт-Петербург, Город) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, сбалансированной структурой бюджета, достаточным уровнем бюджетной дисциплины, а также низкой текущей и прогнозируемой долговой нагрузкой и избыточной ликвидностью бюджета.
Санкт-Петербург — город федерального значения, в котором проживает 3,6% населения РФ и создается примерно 5% совокупного ВРП РФ.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью: в период с 2016 по 2019 год собственные доходы составят в среднем 98%. Ежегодные обязательные расходы Города (по методологии АКРА) в указанный период составят 72%, капитальные — порядка 19%. В 2018 году городской бюджет был исполнен с профицитом в 10 млрд руб., налоговые и неналоговые доходы (ННД) увеличились на 13% до 580 млрд руб., а операционный баланс (по методологии АКРА) вырос в 1,6 раза до 127 млрд руб. Согласно закону о бюджете, дефицит бюджета Города в 2019 году составит 52 млрд руб. (9% ННД), который планируется профинансировать за счет выпуска облигаций; доходы в 2019 году увеличатся на 2%, расходы — на 13%. АКРА ожидает, что фактический дефицит в 2019 году окажется вдвое меньше запланированного, рост доходов составит не менее 6% по сравнению с 2018 годом, а операционный баланс сохранится на уровне 2018–го.
Низкая текущая и прогнозируемая долговая нагрузка. Долговая нагрузка Города на конец 2018 года составила 24% операционного баланса, что соответствует минимальному риску. Долг представлен исключительно облигационными займами общим номиналом 30,1 млрд руб. со сроками погашения в 2022–2026 годах. В случае реализации сценария, предусмотренного законом о бюджете, долговая нагрузка на конец 2019 года увеличится до 81% операционного баланса. В сценарии АКРА долговая нагрузка Города составит 51%. Данные показатели соответствуют низкому уровню риска. Риски рефинансирования в среднесрочной перспективе отсутствуют. Расходы на обслуживание долга для городского бюджета необременительны.
Избыточная ликвидность бюджета. Город регулярно размещает средства на депозитах и своевременно выполняет расходные обязательства. По состоянию на 01.05.2019 средства, размещенные Городом на банковских депозитах, превышали объем его долговых обязательств в 1,8 раз.
Ключевые допущения
- сохранение контроля над темпами роста обязательных расходов;
- поддержание капитальных расходов на уровне 20%;
- высокий уровень ликвидности бюджета;
- сохранение темпов роста экономики выше среднестрановых показателей.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- замедление темпов экономического развития, которое будет сопровождаться снижением налоговых поступлений при невозможности сокращения расходной части бюджета;
- значительный рост долговой нагрузки относительно операционного баланса.
Рейтинги выпусков
Санкт-Петербург, 35001 (ISIN RU000A0ZYHX8); срок погашения — 28.05.2025, объем эмиссии — 30 млрд руб. — AAA(RU).
Санкт-Петербург, 35002 (ISIN RU000A0ZYKJ1); срок погашения — 04.12.2026, объем эмиссии — 25 млрд руб. — AAA(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Санкт-Петербурга, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Санкт-Петербурга.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и облигационных выпусков Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Санкт-Петербурга и государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1) были опубликованы АКРА 27.06.2017, 04.12.2017 и 12.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Санкт-Петербурга и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга (ISIN RU000A0ZYHX8, RU000A0ZYKJ1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Санкт-Петербурга принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Санкт-Петербурга, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Санкт-Петербурга дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.