Кредитный рейтинг ПАО «ГТЛК» (далее — ГТЛК, Компания) обусловлен высокой вероятностью экстраординарной поддержки со стороны органов власти. Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) находится на удовлетворительном уровне. Компания обладает высоким уровнем кредитоспособности в сравнении с другими эмитентами в Российской Федерации.
ГТЛК — специализированная лизинговая компания, ориентированная на предоставление услуг финансового и операционного лизинга преимущественно транспортных средств. Являясь полностью государственной компанией, ГТЛК выступает как инструмент реализации государственной политики по развитию российской транспортной отрасли.
По оценкам АКРА, ГТЛК по итогам 2018 года является лидером по объему лизингового портфеля и нового лизингового бизнеса в Российской Федерации.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая вероятность поддержки со стороны государства обусловлена ролью ГТЛК в реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли. Капитал ГТЛК сформирован за счет неоднократного предоставления бюджетного финансирования (совокупно около 89 млрд руб., из них 21 млрд руб. в 2018 году) для лизинга транспортных средств в отдельных сегментах отрасли, которые рассматриваются государством как приоритетные с точки зрения национальной транспортной инфраструктуры, но развитие которых сдерживается из-за высокой стоимости коммерческого финансирования. Учитывая важную роль Компании в обеспечении потребностей транспортной отрасли РФ, АКРА оценивает вероятность поддержки со стороны государства как высокую. Вместе с тем ухудшение финансового положения Компании хотя и потребует значительных бюджетных вливаний, не будет иметь критических последствий в масштабах национальной экономики. Мнение АКРА об уровне поддержки выражается в приравнивании финального рейтинга Компании к паритету с РФ минус четыре ступени.
Адекватный бизнес-профиль обеспечен очень сильными позициями ГТЛК на лизинговом рынке (входит в число лидеров по объему лизингового портфеля по МСФО) и в сегменте лизинга транспортных средств. Оценку фактора ограничивает сохраняющаяся концентрация лизингового портфеля на лизингополучателях (на конец 2018 года доля десяти крупнейших лизингополучателей составила 56% лизингового портфеля по МСФО) и авиационном транспорте (около 50% портфеля). АКРА отмечает усилия, предпринимаемые Компанией для снижения концентрации лизингового портфеля.
Снижение буфера абсорбции убытков при сохраняющейся ограниченной возможности по внутренней генерации капитала. Несмотря на докапитализацию в 2018 году, показатель достаточности капитала (ПДК) Компании снизился до 17% (19,9% на конец 2017–го). Ключевым фактором снижения ПДК стал быстрый рост активов (более чем в 1,5 раза). ГТЛК планирует поддерживать ПДК на уровне выше 15%. АКРА ожидает сокращения темпов роста Компании, что позволяет считать текущий уровень запаса по капиталу комфортным. В то же время собственные возможности ГТЛК по генерации капитала остаются слабыми. Компания вернулась к прибыльности в 2018 году, однако коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за 2014–2018 годы составил минус 15 б. п. Прибыльность Компании во многом ограничивается реализацией программ некоммерческого (льготного) лизинга. АКРА отмечает, что цели ГТЛК как агента по реализации государственной политики не предполагают поддержания высокой рентабельности.
Оценку риск-профиля ограничивает доля проблемных активов в лизинговом портфеле Компании. АКРА отмечает, что при быстром росте лизингового портфеля ГТЛК доля в нем договоров с просроченными на 90 дней и более платежами в 2018 году снизилась до 3,3% совокупных лизинговых платежей к получению (3,7% на конец 2017–го). Дебиторская задолженность по расторгнутым договорам лизинга составляет около 6,8 млрд руб. Вместе с тем, по мнению АКРА, отдельные крупные лизингополучатели с общим объемом дебиторской задолженности на уровне 18,3% лизинговых платежей к получению могут столкнуться с дефицитом денежного потока для своевременного обслуживания договоров на долгосрочном горизонте, что повышает вероятность реструктуризации таких обязательств.
Сбалансированная структура фондирования. В 2018 году Компания улучшила диверсификацию обязательств. На конец года они формировались преимущественно за счет выпущенных облигаций (48%) и банковских кредитов (44%). Зависимость Компании от отдельных кредиторов оценивается как приемлемая: требования крупнейшего кредитора составили 9% совокупных обязательств ГТЛК, пяти крупнейших кредиторов — 27,8%.
Устойчивая позиция по ликвидности. В базовом сценарии АКРА (с учетом планов ГТЛК по росту лизингового бизнеса) Компания имеет положительный запас денежных средств (прогнозный коэффициент текущей ликвидности составляет не менее 1,1) по итогам каждого квартала на горизонте 12–24 месяцев. Временная структура активов и обязательства сбалансирована. В стрессовых сценариях АКРА потребность в привлечении экстренной ликвидности умеренная.
Опорная роль ГТЛК для РФ в плане реализации ряда государственных программ в транспортной сфере обуславливает гарантированный спрос на услуги Компании, прежде всего в сегменте авиатранспорта, а также в нишевых сегментах транспортной отрасли. АКРА расценивает данный фактор как значимое конкурентное преимущество, которое не отражено в ОСК. Это обуславливает более высокий уровень кредитоспособности Компании, что выражается в добавлении дополнительной рейтинговой ступени к уровню ОСК.
Ключевые допущения
- сохранение принятой бизнес-модели Компании на горизонте 12–18 месяцев;
- ПДК не ниже 15% на горизонте 12–18 месяцев;
- доля проблемной задолженности в пределах 25%;
- сохранение текущей структуры фондирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию может привести:
- повышение системной значимости Компании вследствие увеличения масштабов государственного финансирования и роста вовлеченности Компании в реализацию государственной политики в сфере транспорта.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- потеря акционерного контроля со стороны Российской Федерации либо снижение готовности акционера оказывать поддержку Компании;
- снижение системной значимости Компании для государства.
Компоненты рейтинга
ОСК: bb.
Корректировки: плюс 1 ступень к уровню ОСК.
Поддержка: поддержка государства, паритет с РФ минус 4 ступени.
Рейтинги выпусков
ПАО «ГТЛК», серия 001Р-14 (RU000A100FE5), срок погашения – 25.05.2034, объем эмиссии – 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001Р-13 (RU000A1003A4), срок погашения – 20.01.2034, объем эмиссии – 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001Р-12 (RU000A0ZZV11), срок погашения – 04.11.2033, объем эмиссии – 5 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-11 (RU000A0ZZAL5), срок погашения — 03.06.2033, объем эмиссии — 150 млн долл. США, — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-10 (RU000A0ZZ984), срок погашения — 20.05.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-09 (RU000A0ZZ1J8), срок погашения — 18.03.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-08 (RU000A0ZYR91), срок погашения — 18.01.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-07 (RU000A0ZYNY4), срок погашения — 31.12.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-06 (RU000A0ZYAP9), срок погашения — 01.09.2032, объем эмиссии — 20 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-04 (RU000A0JXPG2), срок погашения — 06.04.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-03 (RU000A0JXE06), срок погашения — 22.01.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).
ПАО «ГТЛК», серия 001P-02 (RU000A0JX199), срок погашения — 24.11.2031, объем эмиссии — 7,78 млрд руб., — А+(RU).
Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом ПАО «ГТЛК». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по приоритетности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, уровень возмещения по необеспеченному долгу соответствует II категории, в связи с чем кредитный рейтинг указанных выше эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу ПАО «ГТЛК».
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» и облигационных выпусков ПАО «ГТЛК» (ISIN RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг ПАО «ГТЛК» был опубликован АКРА 28.06.2017; кредитные рейтинги облигационных выпусков ПАО «ГТЛК»: RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2 — 25.07.2017; RU000A0ZYAP9 — 21.09.2017; RU000A0ZYNY4 — 23.01.2018; RU000A0ZYR91 — 06.02.2018; RU000A0ZZ1J8 — 06.04.2018; RU000A0ZZ984 — 08.06.2018; RU000A0ZZAL5 — 22.06.2018, RU000A0ZZV11 — 23.11.2018, RU000A1003A4 — 07.02.2019, RU000A100FE5 — 11.06.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «ГТЛК», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков ПАО «ГТЛК» (ISIN RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «ГТЛК», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности ПАО «ГТЛК» по МСФО и отчетности ПАО «ГТЛК», составленной в соответствии с требованиями РСБУ. Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «ГТЛК» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности ПАО «ГТЛК», не выявлены.
АКРА не оказывало ПАО «ГТЛК» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.