Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен сравнительно высокой долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга и низкой гибкостью бюджетных расходов, а также умеренными показателями развития региональной экономики.

Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В Регионе проживает 0,4% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составляет 0,4% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Неравномерный график погашения долга при сравнительно высокой долговой нагрузке. Долг Области на 01.01.2019 состоял на одну треть из банковских кредитов, на две трети — из реструктурированных бюджетных кредитов. Соотношение долга и операционного баланса Области на конец 2019 года, по прогнозу АКРА, составит 2,8х, что соответствует повышенному уровню риска. В 2019 году погашению подлежат долговые обязательства Региона на сумму 460 млн руб. (3% долга Области), в 2020 году Области необходимо осуществить выплату 6,1 млрд руб. (39% задолженности — весь банковский долг и часть бюджетных кредитов). Отношение операционного баланса за вычетом процентных платежей к объему погашения долга по итогам 2020 года снизится боле чем в 10 раз по сравнению с показателем 2019–го и составит 91%, что свидетельствует о высоких рисках рефинансирования задолженности в 2020 году. Стоимость обслуживания долга невелика за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга. По оценке АКРА, по итогам 2019 года соотношение долга и собственных доходов Региона останется в пределах целевого уровня, установленного Минфином России при проведении реструктуризации бюджетных кредитов. Новгородская область располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Рост фактических поступлений налоговых и неналоговых доходов (ННД) за пять месяцев 2019 года на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2018–го вкупе с сохранением расходов на уровне предыдущего года позволили Области сформировать рекордные за исследуемый период (с 2015 года) остатки на счетах, покрывающие расходы Региона в течение полутора месяцев. По мнению АКРА, увеличение фактических поступлений ННД за указанный период обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль от предприятия сферы химической промышленности за счет однократного роста его внереализационных доходов. При необходимости правительство Области использует предоставляемый Управлением Федерального казначейства краткосрочный кредит для финансирования прогнозируемых кассовых разрывов.

Низкая гибкость бюджета вследствие существенной доли обязательных расходов. Доходы бюджета Области преимущественно формируются собственными доходами: средняя доля собственных доходов Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций составит 77% за период с 2016 по 2019 год. В то же время она имеет тенденцию к снижению в 2017–2019 годах вследствие роста безвозмездных поступлений (в основном иных межбюджетных трансфертов) по сравнению с 2014–2016 годами. За счет высокой доли обязательных расходов (в среднем 78% в 2016–2019 годах) операционный баланс Области в указанный период составит в среднем 20%, а доля капитальных расходов является достаточно низкой — 11%. В среднесрочной перспективе АКРА не ожидает существенных изменений в структуре бюджетных доходов и расходов Региона.

Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью и потенциалом роста транспортных услуг. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической отрасли составляет от 6% до 10% налоговых доходов Региона за 2015–2018 годы. Другие крупные отрасли экономики Области — строительство, доля которого снизится по мере окончания строительства трассы М11, и транспорт и связь, перспективы развития которой, наоборот, с введением трассы в эксплуатацию растут. Показатели развития экономики (ВРП на душу населения, среднедушевые денежные доходы) составляют примерно 80% среднестрановых значений. Уровень безработицы в Регионе ниже среднероссийских показателей. На фоне сокращения и старения населения Области в перспективе это может привести к дефициту кадров и возможному росту социальных расходов.

Ключевые допущения

  • долговая политика, основанная на привлечении краткосрочного коммерческого долга;
  • динамика операционных расходов в прогнозном периоде будет оказывать давление на уровень операционного баланса.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение графика погашения коммерческой части долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение одного года);
  • снижение относительной долговой нагрузки;
  • ограничение роста обязательных расходов в 2019–2020 годах.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом доходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.