Повышение кредитного рейтинга Оренбургской области (далее — Область, Регион) обусловлено увеличением уровня собственной ликвидности Региона на фоне роста доходной части бюджета. Кредитный рейтинг обуславливается умеренными показателями развития экономики по сравнению со среднестрановыми значениями и зависимостью экономических и бюджетных показателей от доминирующей отрасли, а также высоким уровнем самодостаточности бюджета при значительной доле обязательных расходов.
Оренбургская область расположена в Приволжском федеральном округе (ПФО), на стыке двух континентов — Европы и Азии. Регион граничит с пятью областями РФ и Казахстаном. В Области проживает 1,3% населения РФ, на долю Региона приходится 1,2% суммарного российского ВРП. Ежегодно Область обеспечивает порядка 3% российской добычи нефти и газа.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокая рублевая стоимость углеводородного сырья позволяет Региону накапливать собственную ликвидность и снижать долговую нагрузку. Профицит в размере 11,7 млрд руб., полученный по итогам исполнения бюджета в 2018 году, был направлен Областью частично на погашение долга (снижение за год составило 2,6 млрд руб.), а также на формирование резерва собственной ликвидности. По состоянию на 01.01.2019 на счетах Региона находилось порядка 9 млрд руб. Сумма средств на счетах на 01.06.2019 увеличилась до 17 млрд руб. за счет благоприятной конъюнктуры рынка углеводородов. Регион планирует размещать собственные средства на депозитах в банках, что позволит получать дополнительные доходы от размещения средств. Средства Управления Федерального казначейства (УФК) не привлекались с начала года.
По состоянию на 01.06.2019 долг Области составлял 22,5 млрд руб. и состоял на 43% из облигаций и на 57% из бюджетных кредитов. В период с 2019 по 2022 год Региону необходимо рефинансировать в среднем по 8% общей суммы долга в год. Основной объем погашения (70% долга) приходится на 2023–2034 годы, в связи с чем риск рефинансирования в среднесрочном периоде крайне низок. В 2019 году Область уже исполнила все свои обязательства по облигациям и государственным гарантиям. Собственные средства покрывают 77% совокупного долга Области.
Показатели долговой нагрузки Области соответствуют минимальному уровню риска по методологии АКРА. Исходя из параметров, заложенных в законе о бюджете Области, показатель соотношения долга и операционного баланса составит порядка 1х по итогам 2019 года, при этом расходы на обслуживание долга составят 7% операционного баланса. Операционный баланс за вычетом расходов на обслуживание долга более чем в 8 раз превосходит объем погашения долга в текущем году.
Темпы исполнения бюджета в 2019 году превышают плановые показатели. По итогам 2018 года бюджет Области был исполнен с профицитом в 16% налоговых и неналоговых доходов (ННД). Доходы Области росли существенно более быстрыми темпами, чем расходы (20% против 4%). Основной прирост доходов в 41% (10 млрд руб.) обеспечил налог на прибыль (далее — НП) организаций. Добыча углеводородов и черная металлургия стали главными драйверами прироста ННД (5 млрд руб. и 2 млрд руб. соответственно, что обеспечило 35% и 14% прироста ННД). По итогам пяти месяцев 2019 года наблюдается сопоставимый с аналогичным периодом 2018–го рост поступлений по налогу на прибыль на уровне 44%. За пять месяцев 2019 года Регион получил 52% (17 млрд руб.) от плановых поступлений по налогу на прибыль. Высокие темпы прироста НП обеспечены добывающей отраслью (ее доля в ННД за 2018 год — 31%). По мнению АКРА, дефицит областного бюджета на 2019 год, запланированный в размере 5 млрд руб. (7% ННД), может оказаться значительно меньше.
Показатели бюджетной дисциплины и контроля, рассчитываемые АКРА, в среднем оцениваются как умеренные. Хотя доля собственных доходов бюджета за период с 2016 по 2019 год достаточно высока (83% без учета субвенций), обязательные расходы областного бюджета составляют в среднем 75%, что ограничивает гибкость бюджетных расходов. Доля капитальных расходов в расходах бюджета составляла 15% в исследуемый период. АКРА ожидает роста капитальных затрат на фоне реализации нацпроектов в Регионе. По прогнозу Агентства, соотношение операционного баланса и регулярных доходов по итогам 2019 года снизится в соответствии с планируемыми Областью параметрами бюджета с 35% до 23%, что незначительно превосходит уровень 2017–го.
Ключевые допущения
- исполнение Областью налоговых доходов в 2019–2020 годах на уровне не ниже текущего запланированного уровня;
- сохранение консервативной бюджетной и долговой политики;
- сохранение текущей рублевой цены на углеводороды в среднесрочной перспективе.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение доли обязательных расходов в составе бюджета;
- рост показателей развития экономики (в расчете на душу населения).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенный рост текущих расходов бюджета Области при условии негативного изменения текущей конъюнктуры рынка металлов и углеводородов;
- использование накопленной ликвидности для обеспечения роста текущих расходов бюджета.
Рейтинги выпусков
Оренбургская область, 35002 (ISIN RU000A0JUPE3); срок погашения — 14.06.2021, объем эмиссии — 6 млрд руб. — A+(RU).
Оренбургская область, 35003 (ISIN RU000A0JVM81); срок погашения — 03.07.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб. — A+(RU).
Оренбургская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYKH5); срок погашения — 02.12.2027, объем эмиссии — 4 млрд руб. — A+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Оренбургской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Оренбургской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Оренбургской области и выпусков облигаций Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Оренбургской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) были опубликованы АКРА 31.01.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Оренбургской области и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Оренбургской области (RU000A0JUPE3, RU000A0JVM81, RU000A0ZYKH5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Оренбургской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Оренбургской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Оренбургской области, не выявлены.
АКРА не оказывало правительству Оренбургской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.