Компоненты кредитного рейтинга |
|
---|---|
Институциональный фактор |
|
Итоговая оценка |
0,04 (максимальная оценка — 0,05) |
Региональная экономика |
|
Оценка до корректировки |
0,16 |
Итоговая оценка |
0,15 (максимальная оценка — 0,30) |
|
|
Структура бюджета и бюджетная дисциплина |
|
Итоговая оценка |
0,19 (максимальная оценка — 0,30) |
Долговая нагрузка |
|
Оценка до корректировки |
0,17 |
Итоговая оценка |
0,17 (максимальная оценка — 0,20) |
Ликвидность бюджета |
|
Итоговая оценка |
0,09 (максимальная оценка — 0,15) |
Кредитный рейтинг |
BBB+(RU) |
Прогноз |
«Позитивный» |
Краткая информация о регионе
Тамбовская область (далее — Тамбовская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Области проживает немногим менее 1% населения РФ, а на ее территории создается около 0,5% совокупного валового регионального продукта (ВРП) регионов РФ. По оценке Области, в 2018 году ее ВРП составил порядка 331 млрд руб.; примерно треть ВРП формирует сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность).
В 2017 году структура ВРП распределялась следующим образом: 22% — сельское хозяйство (второе место по доле в ВРП среди регионов РФ), 17% — оптовая и розничная торговля и ремонт, 14% — строительство, 12% — обрабатывающие производства. На долю остальных отраслей приходилось 35%.
Индекс производства продукции сельского хозяйства Области в основном опережает среднестрановой индекс и индекс ЦФО. По итогам 2018 года его значение было равно 100,3%.
Рисунок 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства
Источник: Росстат
На территории Области расположен Мичуринск — наукоград агропромышленной направленности, на базе которого планируется создать технологическую долину.
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
Бюджетное планирование характеризуется достаточной точностью. Плановые собственные доходы Региона меняются в течение года не более чем на 6%, а фактическое отклонение собственных доходов от последней утвержденной версии законов о бюджете Области не превышает 2%. Планирование безвозмездных поступлений и, как следствие, совокупных расходов бюджета не зависит в полной мере от администрации Области.
Законодательными актами Области установлены единые нормативы отчислений от НДФЛ для бюджетов муниципальных районов (40%) и городских округов (10%), а также от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в бюджеты указанных выше муниципальных образований в размере 1%. Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям, не установлены. Налоговые доходы формируют около трети доходов муниципальных образований (половину из них — НДФЛ), от безвозмездных поступлений зависит 63–68% доходов. Администрация Области стимулирует работу муниципалитетов по повышению собираемости налогов и легализации местного бизнеса.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона снизилась с 41% собственных доходов по итогам 2017 года до 34% по итогам 2018-го. Долг полностью сформирован банковскими кредитами и практически в полном объеме относится к муниципальному образованию городскому округу — городу Тамбову.
Относительно невысокий уровень социально-экономических показателей Области определяется аграрной направленностью ее экономики.
Область характеризуется умеренными экономическими показателями. В 2016–2017 годах наблюдалась слабая динамика ВРП, в результате чего в этот период ВРП в расчете на душу населения оказался ниже медианных значений ЦФО. Его усредненное за последние четыре года значение не изменилось и составило 63% от среднестранового значения).
Структура ВРП Региона стабильная: на долю сельского хозяйства приходится 22–26%, на оптовую и розничную торговлю и ремонт, строительство, обрабатывающую промышленность — чуть более 10% на каждый сектор.
Традиционно основой сельского хозяйства Области является растениеводство. По итогам 2018 года Тамбовская область заняла девятое место среди регионов РФ по объему производства сельскохозяйственной продукции в денежном выражении. До 2016 года Область высокими темпами наращивала производство сельскохозяйственной продукции, однако в 2016–2017 годах за бурным ростом последовал спад. Регион занимает сильные позиции в производстве сахарной свеклы (10% от общероссийского производства в натуральном выражении в 2017 году), семян подсолнечника (5%), зерна (3%), картофеля (2%). В сфере животноводства доминирует свиноводство — по итогам 2017 года Область заняла пятое место в РФ по поголовью свиней (доля Региона в общероссийском поголовье составляет 4%). Исходя из данных социально-экономического прогноза Области, реализация инвестиционных проектов в АПК позволит более чем в два раза увеличить производство мяса и субпродуктов в 2021 году по сравнению с уровнем 2017 года. Крупнейшими предприятиями отрасли являются свиноводческие и птицеводческие комплексы, предприятия, занимающиеся выращиванием сахарной свеклы и зерновых культур.
Промышленное производство Области базируется на обрабатывающей промышленности (12% ВРП в 2017 году). Структура промышленного производства Региона определяется его аграрной направленностью — более половины обрабатывающих производств заняты в пищевой отрасли. Крупнейшие предприятия подотрасли — сахарные заводы, предприятия мукомольной промышленности, мясоперерабатывающие предприятия. Еще один кластер (в совокупности порядка 20% обрабатывающей промышленности) формируют предприятия, деятельность которых связана с машиностроением и производством электронных и оптических изделий и электрического оборудования. Ведущие предприятия в этих подотраслях — заводы по производству радиоэлектронной аппаратуры и средств связи, а также авиационного оборудования.
Рисунок 2. Структура ВРП Тамбовской области в 2017 году
Источник: Росстат
Базовый вариант долгосрочного прогноза социально-экономического развития Региона предусматривает существенный рост индекса производства пищевых продуктов до 2021 года. Тамбовская область имеет потенциал увеличения глубины переработки производимой на ее территории сельскохозяйственной продукции и, как следствие, роста добавленной стоимости и доходов бюджета. В Области продолжается работа по созданию трех индустриальных парков.
Область характеризуется высокой — стабильно более 30% — долей инвестиций в ВРП (один из самых высоких показателей в стране). Основной вклад в объем инвестиций вносят отрасли, обеспечивающие значительные доли ВРП: обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и сектор транспортировки и хранения. В структуре инвестиций по видам основных фондов доминируют инвестиции в здания и сооружения (кроме жилых) и расходы на улучшение земель. Основная часть крупнейших инвестиционных проектов на территории Региона реализуется в АПК и включает в себя в том числе проекты по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то что дальнейшее развитие АПК не способствует диверсификации экономики Области, развитие нецикличной отрасли с дальнейшим увеличением выпуска продукции с высокой (по сравнению с продукцией сельского хозяйства) добавленной стоимостью благоприятно отразится на росте налоговых доходов бюджета.
В 2014–2018 годах среднедушевые денежные доходы населения Тамбовской области не превышали 84% от среднего уровня по стране. Доходы от НДФЛ формируют самую значимую долю собственных доходов бюджета Региона, поэтому увеличение доходов населения могло бы обеспечить значимый прирост поступлений в бюджет. Среднемесячная заработная плата в Области составляет порядка 62–64% от среднего значения по стране.
Область характеризуется достаточно низким показателем безработицы по методологии МОТ (4,1% по итогам 2018 года). Для сравнения: средний показатель в РФ в 2018 году составил 4,8%. За последние 12 лет структура занятости населения Региона претерпела существенные изменения: среднегодовая численность занятых в отраслях региональной экономики снизилась на 5%, а уровень безработицы сократился в два раза. Это было достигнуто за счет роста занятых в сферах оптовой и розничной торговли и операций с недвижимостью на фоне снижения численности работников в сельском хозяйстве, образовании и обрабатывающем производстве. Снижение занятости в сельском хозяйстве объясняется интенсификацией производства, а в сфере образования — оптимизацией структуры учебных заведений.
Демографическая ситуация в Регионе является неблагоприятной, что обусловлено как миграционным оттоком, так и естественной убылью населения. С 2000 года сокращение населения составило 16%. В Области низкая по сравнению с показателями по РФ и ЦФО доля населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста и высокая доля населения старше трудоспособного возраста. Принимая во внимание данную возрастную структуру, АКРА полагает, что в отдаленной перспективе (за горизонтом прогнозирования) Регион может столкнуться с угрозой повышения социальных расходов бюджета.
Рисунок 3. Уровень развития экономики Тамбовской области относительно среднестрановых показателей (100%)
* — оценочные данные за 2018 год.
Источник: Тамбовская область, Росстат, расчеты АКРА
Регион характеризуется умеренной степенью урбанизации (61% населения проживает в городах) и средним уровнем развития транспортной инфраструктуры. Динамика индекса физического объема ВРП Региона с 2011 года превышает рост совокупного ВРП РФ (исключение составил 2017 год).
Стабильные показатели бюджетной дисциплины, зависимость от федеральных трансфертов
Самодостаточность доходной части бюджета Тамбовской области находится на среднем уровне: доля собственных доходов (далее — налоговых и неналоговых доходов, ННД) составляет 57% доходов без учета субвенций в 2016–2019 годах. Регион получает значительный объем трансфертов (до половины совокупных доходов бюджета), более 40% которых представляют собой дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Собственные доходы Области не менее чем на треть зависят от НДФЛ, однако заработные платы — одни из самых низких в стране. Низкая заработная плата, с одной стороны, ограничивает рост доходной базы бюджета, с другой — может являться конкурентным преимуществом при переговорах с потенциальными инвесторами.
Ставки большинства региональных налогов установлены на максимальном уровне, за исключением транспортного налога в социально значимых категориях. Таким образом, резервы роста собственных доходов Области за счет повышения ставок региональных налогов отсутствуют. Поступления от региональных налогов составляли от 14 до 18% собственных доходов с 2014 по 2018 год.
С точки зрения отраслевой диверсификации концентрация налоговых поступлений отсутствует. Сектор торговли и ремонта обеспечивает максимальную долю налоговых поступлений1 в бюджет Области (от 10 до 16% в разные годы). Два других смежных сектора — сельское хозяйство и пищевая промышленность — совместно формируют от 12 до 17% налоговых поступлений в бюджет Области.
Налоговая база по крупным налогоплательщикам также хорошо диверсифицирована: по итогам 2018 года на десять крупнейших налогоплательщиков пришлось лишь 18% налоговых доходов консолидированного бюджета Области.
1 Для целей анализа налоговых поступлений учитываются налог на прибыль, НДФЛ, налоги на имущество организаций и транспортный налог.
Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов* Тамбовской области в 2017 и 2018 годах
Источник: ФНС, расчет АКРА
* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогам на имущество.
Расходы бюджета Области не являются гибкими. Текущие расходы по социально значимым несокращаемым, по классификации АКРА, разделам и подразделам в совокупности с расходами на заработную плату и социальное обеспечение в целом превышают 60% расходов ежегодно. Такой уровень обязательных расходов не создает негативного давления на бюджетные показатели, однако капитальные расходы, составляющие в разные годы от 20 до 30% расходов, большей частью не могут рассматриваться в качестве резерва сокращения расходов, поскольку являются софинансируемыми (доля трансфертов на капитальные цели составляет практически половину капитальных расходов). Существенную часть капитальных расходов составляют расходы на поддержку сельского хозяйства. Без учета расходов, осуществляемых за счет трансфертов, уровень капитальных расходов Региона составляет порядка 11% совокупных расходов его бюджета. Динамика обязательных расходов Области в целом совпадает с динамикой ее регулярных доходов. АКРА не ожидает существенных изменений структуры областного бюджета в прогнозном периоде. При снижении капитальных трансфертов снизится и объем капитальных расходов, поскольку самостоятельно бюджет Области не сможет поддерживать текущую структуру расходов.
Исходя из предпосылки невозможности изменения цели расходования капитальных трансфертов или их сокращения, обязательные расходы оцениваются в среднем на уровне 71% в 2016–2019 годах. Операционный баланс за аналогичный период оценивается в среднем на уровне 23% регулярных доходов. В прогнозном периоде значительных колебаний операционного баланса не прогнозируется. Стресс-тест АКРА, предполагающий ежегодное снижение собственных доходов Области на 7% по сравнению с запланированными, предусматривает сокращение операционного баланса и рост доли обязательных расходов, однако в краткосрочном периоде это не влияет на уровень рейтинга.
С учетом структуры капитальных расходов в разрезе экономической классификации реальный размер сокращения капитальных расходов в пользу расходов некапитального характера может составить 10–12%, то есть не превысит 3% совокупных расходов областного бюджета.
Сбалансированная по срокам погашения структура долга
Долг Области является сравнительно хорошо диверсифицированным по источникам привлечения и хорошо сбалансированным по срокам погашения. На начало текущего года почти половину долга составляли амортизируемые облигационные займы, оставшаяся часть долга приходилась на банковские кредиты (30%) и реструктурированные бюджетные кредиты (23%). В течение года по мере накопления ликвидности или использования краткосрочных кредитов Управления федерального казначейства (УФК) структура долга меняется: например, по состоянию на 01.06.2019 часть банковского долга погашена.
Рисунок 5. График погашения долга Тамбовской области по состоянию на 01.06.2019, млн руб.
Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА
Основные принципы долговой политики Области в 2019–2021 годах будут заключаться в соблюдении норм Бюджетного кодекса и условий реструктуризации бюджетных кредитов. Текущее соотношение долга и ННД находится ниже уровня, установленного соглашениями о реструктуризации, однако текущая версия закона о бюджете предполагает значительный рост этого соотношения. АКРА исходит из предположения, что Регион не допустит нарушения условий. Однако мы отмечаем, что возможное нарушение должно привести к досрочному погашению незначительной части долга и к дальнейшему его замещению рыночным долгом темпами чуть более быстрыми, чем предполагается долговой политикой Области.
Рисунок 6. Оценка динамики долгового портфеля и потребности в дополнительном финансировании, млрд руб.
Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА
Долговая нагрузка Области (соотношение прямого долга и операционного баланса) в течение последних трех лет находится в пределах 1,5–2х, что оценивается АКРА как средний уровень риска. На конец 2019 года данное соотношение значительно не изменится.
Процентные расходы Региона составляют в последние три года в среднем 10% операционного баланса. Темп роста процентных расходов замедлился вслед за замедлением темпов роста абсолютного размера долга.
Средневзвешенный срок погашения долга Области на начало 2019 года превышает четыре года, а соотношение прогнозируемого на текущий год операционного баланса за вычетом процентных расходов и объема погашения долга в 2019 году свидетельствует о минимальных рисках рефинансирования. Недопущение пиков платежей по долговым обязательствам бюджета является одной из задач долговой политики Области.
Финансовый долг компаний, находящихся в собственности Области, на конец 2018 года составлял 0,6 млрд руб. В целях анализа данная задолженность не учитывается в виде косвенных обязательств областного правительства.
По состоянию на конец 2018 года областное правительство не предоставляло гарантий по долговым обязательствам предприятий. Предоставление гарантий областным бюджетом в 2019–2021 годах не предусмотрено.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.
По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2019 отсутствует.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств Области и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Достаточный уровень ликвидности
Администрация Тамбовской области не имеет права размещать депозиты в банках.
Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца преимущественно ниже расходов текущего месяца, а Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. В силу недостаточной синхронизации налоговых поступлений и графика расходов бюджета администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и банковские кредиты для управления ликвидностью. В связи с этим внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга значительно превышает объем долга, подлежащего рефинансированию в каждом отдельно взятом году.
Рисунок 7. Баланс ликвидности* Тамбовской области, млрд руб.
Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
На момент анализа договоры, заключенные в рамках невозобновляемых кредитных линий, покрывали среднемесячные расходы бюджета Региона за последние 12 месяцев.
Ключевые допущения
- сохранение высокой зависимости доходной части бюджета от трансфертов;
- сдерживание роста расходной части бюджета и сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 70% общих расходов бюджета;
- снижение относительной долговой нагрузки.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- рост уровня самодостаточности бюджета;
- рост операционного баланса Области;
- рост уровня ликвидности бюджета.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области в связи с увеличением долговой нагрузки;
- изменение структуры погашения долга (рост доли краткосрочных источников финансирования).
Рейтинги выпусков
Присвоены:
Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023, объем эмиссии — 1,6 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024, объем эмиссии — 3,5 млрд руб., — BBB+(RU).
Тамбовская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYJ18), срок погашения — 05.12.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Тамбовской области.
Рейтинговая история
14.06.2019 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».
24.12.2018 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».
25.06.2018 — BBB+(RU), прогноз «Позитивный».
22.12.2017 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
03.07.2017 — BBB+(RU), прогноз «Стабильный».
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Тамбовской области и облигационных выпусков Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитные рейтинги Тамбовской области и государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) были опубликованы АКРА 03.07.2017, 14.07.2017, 11.07.2017 и 13.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тамбовской области, а также кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Тамбовской области (ISIN RU000A0JWT75, RU000A0JXVH8, RU000A0ZYJ18) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Тамбовской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.
АКРА не оказывало администрации Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели Тамбовской области
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (оценка*) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
ВРП, млн руб. |
236 336 |
285 657 |
344 880 |
311 433 |
319 726 |
331 304 |
Темп прироста ВРП |
16% |
21% |
21% |
-10% |
3% |
4% |
Темп прироста реального ВРП |
0% |
6% |
3% |
0% |
2% |
3% |
ВРП на душу населения, руб. |
220 393 |
268 052 |
300 290 |
284 834 |
289 847 |
323 033 |
ВРП на душу населения (% от среднего уровня по стране) |
58% |
66% |
67% |
60% |
57% |
60% |
Безработица, % |
4,6% |
4,3% |
4,6% |
4,5% |
4,4% |
4,1% |
Безработица (% от среднего уровня по стране) |
84% |
83% |
82% |
82% |
85% |
85% |
Среднедушевые денежные доходы, руб. |
19 834 |
22 377 |
25 089 |
25 975 |
25 938 |
25 985 |
Среднедушевые денежные доходы (% от среднего уровня по стране) |
76% |
81% |
82% |
84% |
83% |
80% |
Степень диверсификации экономики региона, в т. ч.: |
|
|
|
|
|
|
Доля сектора/компании в ВРП, расчетное значение |
18% |
22% |
26% |
23% |
22% |
|
Доля крупнейшего сектора/компании в занятости, расчетное значение |
0% |
23% |
23% |
|
|
|
* Здесь и далее — оценка АКРА.
Источник: Тамбовская область, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные показатели бюджета Тамбовской области, млн руб.
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
40 545 |
41 364 |
43 276 |
40 850 |
44 708 |
44 746 |
Расходы бюджета |
-42 536 |
-43 899 |
-45 758 |
-43 237 |
-44 995 |
-47 703 |
ННД |
17 921 |
21 510 |
23 652 |
21 411 |
23 951 |
23 474 |
в том числе: |
|
|
|
|||
Налоги |
16 615 |
20 013 |
21 785 |
19 504 |
21 762 |
22 060 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль |
4 185 |
6 109 |
4 696 |
5 022 |
5 173 |
5 328 |
НДФЛ |
6 928 |
7 655 |
9 434 |
7 069 |
7 695 |
7 996 |
Налоги на товары, работы, услуги |
1 999 |
2 231 |
3 340 |
2 923 |
3 157 |
3 514 |
Налоги на имущество |
2 658 |
3 082 |
3 338 |
3 382 |
4 363 |
3 837 |
Прочие поступления |
1 306 |
1 497 |
1 867 |
1 907 |
2 189 |
1 413 |
Трансферты |
22 624 |
19 854 |
19 624 |
19 438 |
20 757 |
21 272 |
Регулярные доходы |
39 239 |
39 866 |
41 409 |
38 943 |
42 536 |
43 333 |
Обязательные расходы |
-28 296 |
-29 581 |
-31 713 |
-30 975 |
-33 382 |
-32 609 |
Операционный баланс |
10 943 |
10 285 |
9 696 |
7 968 |
9 155 |
10 724 |
Процентные расходы |
-421 |
-639 |
-928 |
-1 033 |
-1 060 |
-1 254 |
Процентные доходы |
11 |
5 |
2 |
1 |
4 |
6 |
Прочие расходы |
-4 293 |
-5 329 |
-5 429 |
-2 922 |
-3 387 |
-6 706 |
Прочие доходы |
952 |
1 281 |
1 468 |
1 625 |
1 883 |
1 197 |
Расходы капитального характера |
-13 300 |
-11 345 |
-10 396 |
-11 319 |
-9 840 |
-9 807 |
Капитальные трансферты |
-7 549 |
-5 990 |
-5 415 |
-6 025 |
-5 347 |
-5 347 |
Расходы капитального характера, скорректированные |
-9 526 |
-8 349 |
-7 688 |
-8 306 |
-7 167 |
-7 134 |
Капитальные доходы |
343 |
211 |
396 |
281 |
285 |
210 |
Дефицит/профицит |
-1 990 |
-2 535 |
-2 482 |
-2 387 |
-287 |
-2 957 |
Привлечение долга |
24 348 |
29 900 |
15 958 |
33 778 |
9 759 |
19 842 |
Погашение долга |
-21 877 |
-27 979 |
-13 761 |
-31 658 |
-9 084 |
-17 776 |
Погашение долга, долговая книга |
|
|
|
-6 700 |
-2 318 |
-1 556 |
Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Тамбовской области, млн руб.
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Рыночный долг |
7 767 |
8 325 |
11 010 |
12 400 |
13 251 |
15 493 |
Нерыночный долг |
2 533 |
3 898 |
3 411 |
4 141 |
3 965 |
3 788 |
Гарантии выданные |
110 |
69 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Совокупный объем долга |
10 410 |
12 293 |
14 421 |
16 541 |
17 216 |
19 282 |
Остатки на счетах на конец периода |
2 389 |
1 137 |
855 |
500 |
901 |
- |
Чистый долг |
8 020 |
11 156 |
13 565 |
16 041 |
16 315 |
19 282 |
Релевантный долг госсектора |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Расширенный объем долга с учетом долга госсектора |
8 020 |
11 156 |
13 565 |
16 041 |
16 315 |
19 282 |
Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Тамбовской области
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Бюджетные коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
Доля собственных доходов в бюджете |
47% |
56% |
58% |
55% |
56% |
56% |
Темп прироста собственных доходов |
10% |
20% |
10% |
-9% |
12% |
-2% |
Доля регулярных доходов в бюджете |
97% |
96% |
96% |
95% |
95% |
97% |
Темп прироста регулярных доходов |
12% |
2% |
4% |
-6% |
9% |
2% |
Доля налоговых доходов в регулярных доходах |
42% |
50% |
53% |
50% |
51% |
51% |
Доля обязательных расходов в составе бюджета |
67% |
67% |
69% |
72% |
74% |
68% |
Темп прироста обязательных расходов |
171% |
5% |
7% |
-2% |
8% |
-2% |
Операционный баланс (% от регулярных доходов) |
28% |
26% |
23% |
20% |
22% |
25% |
Динамика операционного баланса |
-55% |
-6% |
-6% |
-18% |
15% |
17% |
Доля капитальных расходов бюджета |
22% |
19% |
17% |
19% |
16% |
15% |
Долговые коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
Темп прироста рыночного долга |
- |
7% |
32% |
13% |
7% |
17% |
Темп прироста совокупного долга |
31% |
18% |
17% |
15% |
4% |
12% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов |
2,3% |
3,0% |
3,9% |
4,8% |
4,4% |
5,3% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса |
3,8% |
6,2% |
9,6% |
13,0% |
11,6% |
11,7% |
Соотношение долга и операционного баланса |
0,95 |
1,20 |
1,49 |
2,08 |
1,88 |
1,80 |
Соотношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде |
0,48 |
0,34 |
0,64 |
0,22 |
1,87 |
6,09 |
Соотношение рыночного долга и операционного баланса |
0,71 |
0,81 |
1,14 |
1,56 |
1,45 |
1,44 |
Соотношение чистого долга и операционного баланса |
0,73 |
1,08 |
1,40 |
2,01 |
1,78 |
1,80 |
Соотношение совокупного долга и ВРП |
3,6% |
3,6% |
4,6% |
5,2% |
5,2% |
- |
Темп прироста процентных расходов |
128% |
52% |
45% |
11% |
3% |
18% |
Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА