Кредитный рейтинг Кемеровской области (далее — Кемеровская область, Область, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки и накопленной ликвидностью бюджета, которая позволит Области финансировать расходы бюджета в условиях снижения цен на уголь, добыча которого является основой ее экономики. Рейтинг ограничен низкой гибкостью бюджетных расходов и низкой диверсификацией экономики и налоговых поступлений, а также невысокими показателями развития экономики Области (в расчете на душу населения).

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе, граничит с шестью субъектами Российской Федерации. Численность населения Области составляет 2,7 млн человек (1,8% населения РФ). Валовый региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2018 года составил, по ее оценке, 1,21 трлн руб. (ежегодно — приблизительно 1,2% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Высокая зависимость налоговых поступлений от угледобывающей отрасли. АКРА оценивает зависимость налоговых поступлений от угледобывающей отрасли в 2017–2018 годах на уровне около 40% (низкая диверсификация). По оценке Агентства, ежегодные налоговые поступления от сектора добычи угля за указанный период более чем вдвое превышали аналогичный показатель 2015–2016 годов. Стоимость энергетического угля в 2017–2018 годах в среднем была на 60% выше, чем в 2015–2016 годах, что позволило Области почти вдвое снизить долг до соотношений, соответствующих минимальному уровню риска, а также сформировать значительный объем депозитов, который на текущий момент превышает объем долга. АКРА полагает, что в 2019–2020 годах стоимость угля снизится приблизительно на 40% относительно среднего уровня 2017–2018 годов, что будет негативно сказываться на налоговых доходах бюджета в этот период, однако этот эффект будет отложенным (порядка полугода). Так, текущее снижение цен (на треть с начала года) еще не отразилось на динамике доходной части бюджета (поступления по налогу на прибыль за первые полгода 2019 года равны поступлениям за аналогичный период предыдущего года). Однако в мае и июне текущего года поступления по налогу на прибыль уменьшились более чем наполовину по сравнению с маем и июнем прошлого года.

По указанным причинам АКРА ожидает постепенного снижения операционного баланса Области с 31% регулярных доходов (максимальное наблюдавшееся значение) по итогам 2018 году в среднем до 17% в 2019–2020 годах.

Гибкость бюджетных расходов ограничена их структурой: доля обязательных (по методологии АКРА) расходов находится на высоком уровне и в среднем составит 84% в 2016–2019 годах.

В 2019 году Область планирует нарастить капитальные расходы в два раза (пропорциональный рост расходов, финансируемых за счет собственных средств и трансфертов). Текущие расходы также вырастут (в основном за счет роста социально-значимых расходов) при снижении доходной части (по прогнозу, на 6%). В этих условиях возможно формирование дефицита, однако АКРА полагает, что накопленной ликвидности хватит для финансирования возможного дефицита в 2019–2020 годах без привлечения дополнительного долга даже при условии опережающего роста бюджетных расходов. 

Комфортный график погашения и низкая стоимость обслуживания долга.  По состоянию на 01.01.2019 и 01.07.2019 государственный долг Области был представлен: 1) облигациями (27%, или 9 млрд руб.) со сроком погашения в 2021–2024 годах; 2) реструктуризированными бюджетными кредитами (50,9%, или 17 млрд руб.); 3) иными долговыми обязательствами (22,1%, или 7,3 млрд руб.) с погашением до 2035 года. Благодаря такой структуре долга его погашение в 2019–2020 годах составит 3–6% общей суммы долга ежегодно. Поэтому операционный баланс после уплаты процентных расходов многократно превышает объем погашения долга в указанные годы.

Соотношение долга и операционного баланса прогнозируется на уровне 1,2 на конец 2019 года, а процентные расходы составят не более 3–4% операционного баланса.

Ключевые допущения

  • консервативная долговая политика;
  • снижение цен на уголь в 2019–2021 годах, которое приведет к снижению поступлений по налогу на прибыль;
  • снижение поступлений по налогу на имущество в 2019 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение доли обязательных расходов в составе бюджета;
  • рост операционного баланса Региона;
  • улучшение параметров социально-экономического развития Региона.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительный рост расходов в условиях снижения налоговых и неналоговых доходов (ННД) Области, что приведет к снижению ее операционного баланса;
  • длительный период снижения цен на уголь, в результате которого Область лишится запаса ликвидности в случае необходимости финансировать дефицит.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб. — A-(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Кемеровской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Кемеровской области, не выявлены.

АКРА не оказывало администрации Кемеровской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.