Изменение прогноза по кредитному рейтингу Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлено ростом ликвидности бюджета. Кредитный рейтинг Области обусловлен низкой долговой нагрузкой, консервативной долговой политикой и относительно высокими показателями бюджетной дисциплины. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает средний уровень развития экономики Региона.
Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее ВРП составляет порядка 0,5% совокупного ВРП страны. Область входит в состав Центрально-Черноземного района. На ее территории частично располагается Курская магнитная аномалия.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Консервативная долговая политика в совокупности со сбалансированным управлением ликвидностью бюджета. В течение последних трех лет Область ежегодно привлекала краткосрочные бюджетные кредиты Управления Федерального казначейства (УФК) с целью экономии процентных расходов. Ежемесячный объем не используемых кредитных лимитов на несколько отчетных анализируемых дат был равен или превышал среднемесячный объем расходов за истекшие 12 месяцев. АКРА ожидает, что ликвидность бюджета повысится, в том числе за счет дальнейшего роста остатков на счетах бюджета.
Область придерживается консервативной долговой политики, удерживая в течение последних четырех лет показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. Долг Области по состоянию на 01.07.2019 был представлен бюджетными кредитами (53%) сроком погашения в 2019–2034 годах, облигациями (13%) и кредитом УФК (33%), привлеченного с целью замещения банковского кредита, который не был погашен по состоянию на 01.01.2019. Прогнозируемая относительная долговая нагрузка на конец 2019 года составит порядка 66% операционного баланса, что соответствует низкому уровню риска. Процентные выплаты и ежегодный объем рефинансируемого долга не являются обременительными.
Показатели бюджетной дисциплины зависят от федеральной поддержки сельского хозяйства. С 2016 по 2019 год собственные доходы бюджета Области составят в среднем 75% совокупных доходов (без учета субвенций). На структуру бюджета оказывают влияние федеральные субсидии на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, не контролируемые Областью самостоятельно и не являющиеся резервом сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера. По мере их медленного сокращения (в связи с постепенным погашением субсидируемых кредитов) объем расходов, относимых к капитальным, снижается. На конец 2018 года капитальные расходы составили 17%, прогнозируемое значение на конец 2019 года — 16%. В 2016 и 2017 годах соотношение составляло 22–26%.
Рейтинг Области сдерживается умеренными показателями развития ее экономики. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная доля ВРП формируется обрабатывающим сектором —в среднем 18% за 2016–2017 годы, а максимальная доля налоговых поступлений приходится на сегмент добычи железных руд —в среднем 21% за 2016–2018 годы), показатели ВРП на душу населения и среднедушевые денежные доходы Региона невысоки (порядка 68% и 82% от средних показателей по РФ в период с 2014-го по 2018-й).
Ключевые допущения
- дальнейший рост ликвидности бюджета;
- следование консервативной долговой политике;
- постепенное снижение объемов федеральной поддержки предприятий сельского хозяйства Области;
- удержание обязательных расходов бюджета Области на уровне не выше 75%.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- повышение уровня собственной ликвидности бюджета, отсутствие кассовых разрывов на протяжении длительного периода времени;
- рост операционного баланса Области;
- ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- снижение уровня доступной ликвидности;
- рост доли обязательных расходов бюджета;
- рост текущих расходов при необходимости финансировать их за счет новых заимствований.
Рейтинги выпусков
Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1); срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб. (объем эмиссии в обращении — 1,3 млрд руб.) — А(RU).
Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены и подтверждены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.