Кредитный рейтинг Государственной корпорации «Ростех» (далее — Корпорация) обусловлен очень высокой степенью системной значимости Корпорации для государства и ее очень сильными связями с ним.
Корпорация объединяет более 800 предприятий, работающих в гражданских и военных отраслях, в том числе производителей высокотехнологичной продукции. Предприятия представлены в таких индустриях, как авиационная промышленность, производство боеприпасов и спецхимии, промышленность обычных вооружений, радиоэлектронная промышленность.
Принимая во внимание тот факт, что активы Корпорации формируются в первую очередь в интересах государства, АКРА считает, что определение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) нецелесообразно, и использует только Методологию анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Очень высокая степень системной значимости. Корпорация создана Российской Федерацией и осуществляет свою деятельность на основании 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех”». Предприятия Корпорации являются исполнителями контрактов в рамках гособоронзаказа (вносят значительный вклад в общий объем ГОЗ), военно-технического сотрудничества и федеральных целевых программ (ФЦП). В процессе производства задействованы как предприятия Корпорации, так и сторонние организации. В 2018 году вышел указ Президента Российской Федерации (от 24.10.2018 №596 «Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростех”») о передаче в собственность Корпорации акций ПАО «ОАК», которое занимается производством самолетов гражданского и военного назначения. С конца 2018 года начались мероприятия по интеграции ПАО «ОАК» в Корпорацию. Все это свидетельствует о ключевой роли Корпорации на стратегически важных для государства рынках.
Корпорация производит продукцию по международным контрактам, невыполнение обязательств по которым может привести как к финансовым потерям государства, так и к реализации политических рисков, — еще один важный фактор, свидетельствующий о существенных рисках для бюджета.
По состоянию на конец 2018 года среднесписочная численность сотрудников предприятий Корпорации составляла 504 тыс. человек. Корпорация уделяет значительное внимание социальным вопросам (программы поддержки молодых специалистов, помощь в приобретении и аренде жилья и пр.). Таким образом, деятельность Корпорации также направлена на поддержание социальной стабильности в отдельных регионах, а значит, имеет высокую значимость для государства.
Корпорация выполняет функции института развития в области оборонного и гражданского машиностроения. Решения о вхождении в состав Корпорации тех или иных предприятий принимаются в первую очередь с учетом интересов государства (с точки зрения консолидации активов в указанном сегменте и управления ими). Корпорация оказывает поддержку дочерним предприятиям, предоставляя им среди прочих мер финансовую помощь.
Очень сильная связь с государством. Стратегия Корпорации утверждается наблюдательным советом, в состав которого входят девять человек. Все они представляют интересы государства.
Для выполнения задач в сфере оборонной промышленности, своевременной модернизации и технического перевооружения производств, а также по программам поддержки российского машиностроения государство предоставляет Корпорации субсидии и целевые средства в рамках ФЦП. Оказываются и другие виды государственной поддержки: прямое субсидирование затрат, субсидирование процентных ставок по кредитам, государственные гарантии. Принимая во внимание полный операционный контроль со стороны государства, а также факты постоянной и экстраординарной государственной поддержки, АКРА оценивает степень связи Корпорации с государством как очень сильную.
Ключевые допущения
- сохранение акционерного и операционного контроля со стороны государства;
- достаточный объем вливаний в капитал Корпорации со стороны государства для выполнения Корпорацией всех финансовых обязательств.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- потеря операционного или акционерного контроля со стороны государства;
- изменение состава предприятий, находящихся под управлением Корпорации, что приведет к снижению ее системной значимости для государства.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): отсутствует.
Корректировки: отсутствуют.
Поддержка: паритет с РФ.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа взаимосвязи рейтингуемых лиц с государством, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Государственной корпорации «Ростех» был опубликован АКРА 30.08.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Государственной корпорацией «Ростех», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Государственная корпорация «Ростех» принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Государственной корпорации «Ростех», не выявлены.
АКРА не оказывало Государственной корпорации «Ростех» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.