Компоненты кредитного рейтинга |
|
---|---|
Институциональный фактор |
|
Итоговая оценка |
0,04 (максимальная оценка – 0,05) |
Региональная экономика |
|
Оценка до корректировки |
0,17 |
Итоговая оценка |
0,17 (максимальная оценка – 0,30) |
Структура бюджета и бюджетная дисциплина |
|
Итоговая оценка |
0,18 (максимальная оценка – 0,30) |
Долговая нагрузка |
|
Оценка до корректировки |
0,17 |
Итоговая оценка |
0,13 (максимальная оценка – 0,20) |
Ликвидность бюджета |
|
Итоговая оценка |
0,10 (максимальная оценка – 0,15) |
Кредитный рейтинг |
BBB(RU) |
Прогноз | «Стабильный» |
Краткая информация о регионе
Новгородская область (далее — Новгородская область, Область, Регион) расположена в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), имеет границы с четырьмя регионами РФ. В Регионе проживает 0,4% населения РФ, а его ВРП составляет 0,4% суммарного российского ВРП. По итогам 2018 года ВРП оценивается Областью на уровне около 281 млрд руб. По территории Региона проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.
На протяжении 2010–2017 годов темпы роста промышленного производства Области опережали среднестрановые. Основной вклад в промышленное производство вносит обрабатывающая промышленность (почти 90% промышленного производства).
Рисунок 1. Динамика индекса промышленного производства Новгородской области с 2006 по 2018 год
Источник: Росстат
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
В 2015–2018 годах фактические данные исполнения собственных доходов бюджета незначительно отличались от запланированных показателей (последняя редакция закона о бюджете). В 2018 году были существенно пересмотрены поступления по налогу на прибыль (на 15% в сторону увеличения) и по налогам на товары и услуги (на 15% в сторону уменьшения).
Областное законодательство устанавливает дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие муниципальным образованиям дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Немногим более трети совокупных доходов муниципальных образований формируют налоговые и неналоговые доходы (ННД), подавляющую часть которых составляют доходы от НДФЛ.
Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований Региона значительна (57% от их собственных доходов на конец 2018 года). Основная доля долга муниципальных образований (порядка 70%) — кредиты банков. Более половины долга приходится на Великий Новгород (долговая нагрузка на бюджет города по итогам 2018 года составила 93% его собственных доходов). Относительная стоимость долга всех муниципальных образований составляет ежегодно порядка 1,1% от их совокупных расходов.
Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью и потенциалом роста транспортных услуг
Экономику Области можно назвать диверсифицированной. Максимальный вклад в ВРП (порядка 39%) вносят обрабатывающие производства. По итогам 2017 года на химическое производство приходилось 32% отгруженной продукции обрабатывающих производств, на пищевую промышленность — 21%, на обработку древесины и производство бумажных изделий — порядка 16%.
Рисунок 2. Структура ВРП Новгородской области в 2017 году
Источник: Росстат
Химическое производство Новгородской области зависит от ее крупнейшего предприятия — ПАО «Акрон». По объему выручки (68 млрд руб. за 2018 год) ПАО «Акрон» примерно в три раза превосходит второе по данному показателю предприятие среди зарегистрированных в Регионе. На протяжении последних шести лет в среднем 16% поступлений по налогу на прибыль в региональный бюджет обеспечивают предприятия химической промышленности (в основном за счет ПАО «Акрон»). Однако общий объем налоговых поступлений зависит от ПАО «Акрон» в значительно меньшей степени по причине низкой доли НДФЛ, поступающего от сектора.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки предприятия, зарегистрированные на территории Новгородской области
Компания |
Вид деятельности |
Выручка |
Совладельцы |
---|---|---|---|
ПАО «Акрон» |
Производство удобрений |
54 783 |
Частная компания |
ООО «Газпром межрегионгаз Великий Новгород» |
Оптовая торговля топливом |
17 622 |
ПАО «Газпром» |
ООО «Дом одежды» |
Оптовая торговля обувью |
14 206 |
Частная компания |
АО «Боровичский комбинат огнеупоров» |
Производство огнеупоров |
12 734 |
Нет данных |
ООО «Эра Эйч Пи Си Дистрибьюшн» |
Оптовая торговля прочими бытовыми товарами |
12 110 |
Частная компания |
ООО «ЭККО-РОС» |
Розничная торговля обувью |
11 878 |
Частная компания |
ООО «ТНС энерго Великий Новгород» |
Торговля электроэнергией |
9 587 |
ПАО ГК «ТНС Энерго» |
ООО «Сакура» |
Розничная торговля обувью |
8 830 |
Частная компания |
ОАО «ВНМД» |
Производство мясных продуктов |
8 004 |
Частная компания |
ООО «Новгороднефтепродукт» |
Розничная торговля моторным топливом |
7 991 |
ПАО «Сургутнефтегаз» |
Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»
Строительство — второй по значимости сектор, вносящий существенный вклад в ВРП Области. Росту сектора способствовало сооружение скоростной трассы М-11, начатое в 2014 году. Ожидается, что после 2019 года в связи с окончанием строительства вклад сектора в ВРП Новгородской области снизится.
В 2013–2017 годах соотношение инвестиций и ВРП Региона составляло порядка 30%. Высокая инвестиционная активность связана со строительством ранее упомянутой трассы М-11. По итогам 2017 года почти половина объема инвестиций пришлась на этот проект. В 2018 году указанное соотношение снизилось до 21%. Трасса дополняет существующую железную и автомобильную дороги, соединяющие Москву и Санкт-Петербург, а также страны Восточной Европы. Запуск автомагистрали в эксплуатацию может в перспективе способствовать развитию логистических и транспортных услуг. Текущие крупнейшие инвестиционные проекты Области реализуются в химической и транспортной отраслях, АПК и деревообрабатывающей промышленности.
Среднедушевые денежные доходы в Регионе ниже среднероссийских на 15–23% в 2015–2018 годах. Заработные платы также меньше средних по РФ. При этом величина прожиточного минимума в Новгородской области незначительно превосходит российский показатель (на 2% в четвертом квартале 2018 года). Таким образом, сравнительно низкие заработные платы не компенсируются уровнем цен и не являются фактором роста налоговых доходов бюджета.
Несмотря на то, что доля проживающего в Регионе населения трудоспособного возраста ощутимо ниже, чем в целом по РФ (приблизительно на 3 п. п), уровень безработицы по методологии Международной организации труда стабильно ниже среднестрановых значений. Доля населения старше трудоспособного возраста, наоборот, выше среднероссийского показателя примерно на 4 п. п. С 2000 года население Области сократилось на 15%. Если показатель безработицы будет находиться на невысоком уровне, данный фактор может спровоцировать дефицит кадров на рынке труда и привести к росту социальных расходов бюджета, поскольку доля населения старше трудоспособного возраста будет расти опережающими темпами.
Рисунок 3. Уровень развития экономики Новгородской области относительно среднестрановых показателей (100%)
Источник: Новгородская область, Росстат, расчеты АКРА
Регион характеризуется сравнительно низким уровнем урбанизации (в городах проживает 71% населения) и невысокой плотностью автомобильных дорог.
Низкая гибкость бюджета вследствие существенной доли обязательных расходов
Доходы бюджета Области преимущественно формируются собственными доходами: в 2016–2019 годах доля ННД составит в среднем 77% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций, по фактическим данным за 2016–2018 годы и по оценочным (прогнозным) показателям на 2019 год).
Рисунок 4. Динамика налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Новгородской области
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА
Наибольшую часть налоговых поступлений составляют НДФЛ и налог на прибыль, на которые в 2015–2019 годах приходится в среднем по 30% ННД. Доля региональных налогов1 в ННД увеличилась с 16% в 2016 году до 20% в 2018–м, однако в 2019 году ожидается ее снижение до 18% вследствие отмены налога на движимое имущество юридических лиц.
1В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговые поступления в областной бюджет диверсифицированы и зависят от одной отрасли (подотрасли) не более чем на 15–16%. Химическое производство формирует в разные годы от 6% до 10% (за счет ПАО «Акрон»).
Таблица 2. Отраслевая структура налоговых доходов* Новгородской области в 2012–2018 годах
* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Доля обязательных расходов бюджета Области (с 2016 по 2019 год они составят в среднем 78% совокупных расходов) говорит о низкой гибкости его расходной части. АКРА ожидает, что в 2019–2020 годах упомянутый показатель сохранится на указанном уровне. Из-за высокого уровня обязательных расходов операционный баланс Региона в рассматриваемый период невелик (порядка 20% регулярных доходов).
Расходы капитального характера составят в 2016–2019 годах в среднем 11% совокупных расходов бюджета. При этом, если в 2015–2017 годах за счет собственных средств Области финансировалось более половины капитальных расходов, в 2018–2021 годах основным источником финансирования (в среднем 59% капитальных расходов) являются безвозмездные поступления. Данное обстоятельство свидетельствует о крайне ограниченных возможностях уменьшения капитальных расходов в пользу текущих.
Неравномерный график погашения долга при высоком соотношении долга и операционного баланса
В абсолютных величинах размер долга Области (представлен бюджетными и банковскими кредитами) с 2014 года меняется незначительно. В течение указанного периода структура долга изменилась в пользу бюджетных кредитов (две трети долга на конец 2018–го). В среднесрочной перспективе Регион не планирует менять стратегию управления государственным долгом и будет следовать логике, диктуемой соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
Рисунок 5. Динамика долгового портфеля Новгородской области, млн руб.
Источник: Минфин России, Новгородская область, расчеты АКРА
Высокий уровень соотношения долга и операционного баланса Области в течение анализируемого периода свидетельствует о значительном уровне риска. Колебания соотношения от 2,4 до 3,7 в 2015–2019 годах связаны с неустойчивым операционным балансом. В указанном периоде минимальный уровень соотношения наблюдался в 2016 году и был вызван ростом поступлений по налогу на прибыль, приведшим к увеличению операционного баланса. По итогам 2018 года указанный показатель составил 2,9, а на конец 2019–го прогнозируется на уровне 2,8.
Рисунок 6. График погашения долга Новгородской области по состоянию на 01.07.2019, млн руб.
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
В 2019 году погашению подлежат долговые обязательства Региона на сумму 460 млн руб. (3% долга), в 2020 году Области необходимо осуществить выплату 6,1 млрд руб. (39% задолженности — весь банковский долг и часть бюджетных кредитов). Отношение операционного баланса за вычетом процентных платежей к объему погашения долга (без учета внутригодового использования кредитных линий и кредитов, предоставленных Управлением Федерального казначейства (УФК) по итогам 2020 года снизится более чем в 10 раз по сравнению с показателем 2019–го и составит 91%, что свидетельствует о высоких рисках рефинансирования задолженности в 2020 году. В 2016 и 2017 годах указанный показатель также находился на очень низком уровне (меньше 100%), однако в следующие два года существенно увеличился. Волатильность данного показателя определяется текущей долговой политикой.
В 2015 году процентные ставки находились на высоких уровнях, а банковские кредиты формировали половину долга Области. В результате на процентные расходы приходилась четверть операционного баланса. Рост операционного баланса и снижение доли банковских кредитов, а также последующее сокращение процентных ставок привели к тому, что в 2017–2018 годах соотношение процентных расходов и операционного баланса стабилизировалось на уровне менее 10%. В 2019 году, по оценке АКРА, указанное соотношение составит 8%.
По мнению АКРА, в течение 2019–2021 годов Область сможет исполнять соглашения с Минфином России о реструктуризации долга (соблюдение требуемого соотношения долга и собственных доходов).
По данным Области, на 01.01.2019 просроченная кредиторская задолженность несущественна.
Финансовый долг компаний, находящихся в собственности Региона, незначителен. Областное правительство не предоставляет гарантий; нет данных о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Достаточный уровень ликвидности
Новгородская область не имеет права размещать депозиты.
Рисунок 7. Баланс ликвидности* Новгородской области, млрд руб.
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При этом остатки средств на счетах бюджета на начало месяца, как правило, ниже расходов текущего месяца, в связи с чем Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. Правительство Области по необходимости использует предоставляемый УФК краткосрочный кредит.
Рост фактических поступлений ННД за пять месяцев 2019 года на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2018–го вкупе с сохранением расходов на уровне предыдущего года позволили Области сформировать рекордные
за исследуемый период (с 2015 года) остатки на счетах, покрывающие расходы Региона в течение полутора месяцев. По мнению АКРА, увеличение фактических поступлений ННД за указанный период обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль от предприятия сферы химической промышленности за счет однократного роста его внереализационных доходов.
Аналитические корректировки
Отрицательная поправка к оценке долговой нагрузки (в части кредитной истории и графика погашения долга).
Ключевые допущения
- долговая политика, основанная на привлечении краткосрочного коммерческого долга;
- динамика операционных расходов в прогнозном периоде будет оказывать давление на уровень операционного баланса.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- улучшение графика погашения коммерческой части долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение одного года);
- снижение относительной долговой нагрузки;
- ограничение роста обязательных расходов в 2019–2020 годах.
К негативному рейтинговому действию может привести:
- рост обязательных расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом доходной части бюджета.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
16.07.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»
25.01.2019 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»
27.07.2018 — BBB(RU), прогноз «Стабильный»
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Новгородской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.
Приложение
Таблица 1. Сводные экономические показатели Новгородской области
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 (прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
ВРП, млн руб. |
234 076 |
243 393 |
269 357 |
281 000 |
291 000 |
304 200 |
Темп прироста ВРП |
12% |
4% |
11% |
4% |
4% |
5% |
ВРП на душу населения, руб. |
379 256 |
396 336 |
441 932 |
465 705 |
486 747 |
513 290 |
ВРП на душу населения |
84% |
84% |
87% |
|
|
|
Безработица, % |
4,6% |
4,9% |
4,7% |
4,2% |
4,2% |
4,1% |
Безработица |
82% |
89% |
90% |
88% |
|
|
Среднедушевые денежные доходы, руб. |
25 631 |
25 285 |
25 623 |
25 499 |
25 792 |
26 416 |
Среднедушевые денежные доходы |
85% |
82% |
81% |
77% |
|
|
Степень диверсификации экономики Региона, |
|
|
|
|
|
|
Доля сектора/компании в ВРП, расчетное значение |
11% |
13% |
10% |
|
|
|
Доля крупнейшего налогоплательщика, расчетное значение |
5% |
8% |
6% |
5% |
|
|
Доля крупнейшего сектора/компании в занятости, расчетное значение |
22% |
23% |
23% |
24% |
|
|
2,2 По оценке АКРА
Источник: Новгородская область, Росстат, расчеты АКРА
Таблица 2. Сводные показатели бюджета Новгородской области, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 (прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Доходы бюджета |
24 665 |
27 740 |
29 441 |
31 403 |
33 618 |
30 613 |
Расходы бюджета |
-25 615 |
-27 758 |
-29 326 |
-30 924 |
-34 513 |
-30 613 |
Налоговые и неналоговые доходы |
19 421 |
22 434 |
21 111 |
22 153 |
22 309 |
24 828 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Налоги |
18 789 |
21 720 |
20 375 |
21 358 |
21 507 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль |
5 655 |
6 963 |
5 688 |
6 597 |
6 707 |
|
НДФЛ |
6 065 |
6 460 |
6 523 |
6 873 |
6 950 |
|
Налоги на товары, работы, услуги |
2 837 |
3 868 |
2 977 |
2 812 |
3 421 |
|
Налоги на имущество |
3 367 |
3 536 |
4 201 |
4 496 |
3 938 |
|
Прочие поступления |
633 |
714 |
735 |
795 |
802 |
802 |
Трансферты |
5 244 |
5 306 |
8 330 |
9 250 |
11 309 |
5 786 |
Регулярные доходы |
24 083 |
27 190 |
28 699 |
30 488 |
32 816 |
29 811 |
Обязательные расходы |
-19 842 |
-20 893 |
-22 866 |
-25 058 |
-27 227 |
-23 748 |
Операционный баланс |
4 241 |
6 297 |
5 833 |
5 430 |
5 589 |
6 063 |
Процентные расходы |
-1 068 |
-741 |
-551 |
-400 |
-422 |
-474 |
Процентные доходы |
16 |
5 |
2 |
2 |
1 |
|
Прочие расходы |
-2 242 |
-2 538 |
-2 675 |
-2 712 |
-2 980 |
-3 005 |
Прочие доходы |
516 |
488 |
662 |
876 |
757 |
802 |
Расходы капитального характера |
-2 463 |
-3 585 |
-3 234 |
-2 754 |
-3 885 |
-3 386 |
Капитальные доходы |
50 |
56 |
79 |
38 |
45 |
|
Дефицит/профицит |
-950 |
-18 |
116 |
479 |
-895 |
0 |
Привлечение долга |
17 595 |
9 367 |
10 100 |
6 674 |
869 |
10 092 |
Погашение долга |
-16 745 |
-9 434 |
-9 654 |
-6 810 |
-960 |
-10 294 |
Погашение долга, долговая книга |
|
-6 567 |
-5 976 |
-460 |
-460 |
-6 144 |
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Таблица 3. Сводные показатели долговой нагрузки Новгородской области, млн руб.
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 (прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Рыночный долг |
7 495 |
5 552 |
4 900 |
5 224 |
5 593 |
6 311 |
Нерыночный долг |
7 883 |
9 759 |
10 857 |
10 397 |
9 937 |
9 017 |
Гарантии выданные |
61 |
61 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Совокупный объем долга |
15 439 |
15 372 |
15 757 |
15 621 |
15 530 |
15 328 |
Остатки на счетах на конец периода |
299 |
186 |
695 |
1 006,8 |
|
|
Чистый долг |
15 140 |
15 186 |
15 062 |
14 615 |
|
|
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА
Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Новгородской области
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
2020 (прогноз) |
|
---|---|---|---|---|---|---|
Бюджетные коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
Доля собственных доходов в бюджете |
85% |
86% |
76% |
74% |
71% |
81% |
Темп прироста собственных доходов |
10% |
16% |
-6% |
5% |
1% |
11% |
Доля регулярных доходов в бюджете |
98% |
98% |
97% |
97% |
98% |
97% |
Темп прироста регулярных доходов |
8% |
13% |
6% |
6% |
8% |
-9% |
Доля налоговых доходов в регулярных доходах |
78% |
80% |
71% |
70% |
66% |
|
Доля обязательных расходов в составе бюджета |
77% |
75% |
78% |
81% |
79% |
78% |
Темп прироста обязательных расходов |
-14% |
5% |
9% |
10% |
9% |
-13% |
Операционный баланс |
18% |
23% |
20% |
18% |
17% |
20% |
Динамика операционного баланса |
-773% |
48% |
-7% |
-7% |
3% |
8% |
Доля капитальных расходов бюджета |
10% |
13% |
11% |
9% |
11% |
11% |
Долговые коэффициенты |
|
|
|
|
|
|
Темп прироста рыночного долга |
-11% |
-26% |
-12% |
7% |
7% |
13% |
Темп прироста совокупного долга |
6% |
0% |
3% |
-1% |
-1% |
-1% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и собственных доходов |
5,5% |
3,3% |
2,6% |
1,8% |
1,9% |
1,9% |
Соотношение расходов на обслуживание долга и операционного баланса |
0,25 |
0,12 |
0,09 |
0,07 |
0,08 |
0,08 |
Соотношение долга и операционного баланса |
3,64 |
2,44 |
2,70 |
2,88 |
2,78 |
2,53 |
Отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в текущем периоде |
|
0,85 |
0,88 |
10,93 |
11,23 |
0,91 |
Соотношение рыночного долга и операционного баланса |
1,77 |
0,88 |
0,84 |
0,96 |
1,00 |
1,04 |
Соотношение чистого долга и операционного баланса |
3,57 |
2,41 |
2,58 |
2,69 |
2,78 |
2,53 |
Соотношение совокупного долга и ВРП |
6,6% |
6,3% |
5,8% |
5,9% |
5,7% |
5,4% |
Темп прироста процентных расходов |
35% |
-31% |
-26% |
-27% |
5% |
12% |
Источник: Новгородская область, расчеты АКРА