Правительству Российской Федерации (далее — Россия) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне A- и в национальной валюте — A-;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1 и в национальной валюте — S1.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенному кредитному рейтингу России на уровне A- оказывают низкий уровень государственного долга страны и его устойчивая структура, устойчивая внешняя позиция, а также эффективная монетарная политика и ее скоординированность с фискальной политикой, существенно улучшающие макроэкономическую стабильность. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, являются низкий потенциал экономического роста, ограниченная диверсификация экспорта, непрозрачность обязательств Правительства РФ по отношению к ряду компаний госсектора, слабость институтов, а также угроза введения санкций, ограничивающих приток инвестиций, технологическое сотрудничество и торговлю с потенциальными зарубежными партнерами.
Правительство РФ располагает широким кругом возможностей для применения контрциклической монетарной и бюджетной политик в сравнении с правительствами других стран, что делает российскую экономику более устойчивой к потенциальным внешним шокам. Пространство для маневра обеспечивается относительно небольшим прямым государственным долгом консолидированного бюджета на уровне 12% ВВП и относительно жесткой процентной политикой, проводимой Банком России после финансового шока 2014–2015 годов. АКРА ожидает, что максимально возможный чистый объем привлечения прямого государственного долга не превысит 4% ВВП в период с 2020 по 2021 год, что гарантируется соблюдением бюджетного правила для федерального бюджета. Ограниченный доступ российского правительства к внешним финансовым рынкам в связи с санкциями, введенными в отношении России рядом развитых стран, компенсируется очень значительным объемом ликвидных средств в составе Фонда национального благосостояния и других ликвидных активов федерального бюджета, составляющим 12% ВВП, что соответствует размеру прямого государственного долга. По мнению АКРА, следование бюджетному правилу с высокой вероятностью гарантирует поддержание высоких уровней ликвидности Правительства РФ.
Устойчивая внешняя позиция обеспечена тем, что объемы международных резервов превышают внешний долг Правительства РФ и других секторов (107%), а сам внешний долг частично (на 26%) номинирован в национальной валюте. Такой объем резервов более чем достаточен как для компенсации избыточной волатильности валютного курса, так и для рефинансирования краткосрочного валютного долга российских компаний в случае ухудшения внешней финансовой конъюнктуры даже на длительный период.
Скоординированность экономических политик и их долгосрочный характер позволили существенно снизить зависимость курса национальной валюты от колебаний мировых цен на традиционные товары российского экспорта. По оценкам АКРА, благодаря этому снизится амплитуда колебаний инфляции и ВВП в моменты падения цен на сырье в сравнении с эпизодами экономического стресса 2008–2009 и 2014–2015 годами.
В 2019 году российская экономика, которая по уровню ВВП на душу населения находится рядом с верхней границей группы стран со средними доходами, показывает экономический рост около 1%. АКРА оценивает потенциал экономического роста России на уровне 1,5–2%. В 2020 году его существенное ускорение маловероятно в силу возможного снижения спроса на российский экспорт на фоне снижения темпов роста мировой торговли в 2020–2021 годах. В целом потенциал роста экономики сдерживают следующие факторы: отрицательная динамика численности трудоспособного населения страны, узкая специализация экспортно ориентированных отраслей, угроза введения внешнеэкономических санкций, низкая трудовая мобильность и высокие внутренние транспортные издержки. Усиление фокуса экономической политики на развитии транспортной инфраструктуры и повышении качества человеческого капитала теоретически может нивелировать часть указанных выше ограничений, но с существенным лагом (после 2023 года).
Низкая товарная диверсификация экспорта — фактор фундаментальной уязвимости платежного баланса. В связи с этим существенное влияние на макроэкономические индикаторы России оказывают ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти и регулирование европейского газового рынка. По оценкам АКРА, на горизонте минимум до 2022–2023 годов уязвимость платежного баланса сохранится, хотя и будет компенсироваться действующими экономическими политиками. География российского экспорта в дальнейшем, вероятно, будет расширяться по мере укрепления позиций Китая и других азиатских стран в качестве важных торговых партнеров России.
АКРА отмечает, что размеры условных обязательств Правительства РФ могут быть существенно выше прямого государственного долга. Это связано с относительно крупным размером и социально важной ролью государственных банков, нефинансовых государственных корпораций и институтов развития, не входящих в периметр консолидированного бюджета. Государственные компании финансового сектора, как правило, более устойчивы за счет своей рыночной позиции, а требуемый ими объем поддержки ограничен и необходим лишь при реализации стрессовых сценариев. Отношения Правительства РФ со значительной частью государственных нефинансовых компаний и их финансовое состояние, как правило, менее прозрачны.
Риском для кредитоспособности Правительства РФ в долгосрочном периоде, по оценкам АКРА, является слабость важных общественных институтов. Длительный период сильной президентской власти создавал возможности для внедрения долгосрочных ориентиров государственной политики и проведения непопулярных экономических мер. Однако длительность данного периода в то же время создает неопределенность и риск возникновения социальной напряженности при смене власти в 2023–2024 годах.
Вероятность введения новых экономических и финансовых санкций в отношении Правительства РФ и российских компаний, по оценкам АКРА, существенно снизилась по сравнению с периодом 2015–2018 годов. Однако сохранение этой угрозы оказывает негативное влияние на отношения с потенциальными торговыми партнерами, ограничивает участие России в крупных международных проектах, усложняет импорт технологий, что в итоге снижает потенциал роста экономики.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг России определен на уровне А-. Ряд модификаторов в коррекционной части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
- фискальная политика и гибкость бюджета;
- долговая устойчивость;
- устойчивость внешнего долга.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:
- потенциал экономического роста;
- условные обязательства и риск их реализации;
- уязвимость платежного баланса;
- подверженность геополитическим рискам.
Присвоенный кредитный рейтинг A- совпадает с Индикативным, так как суммарный эффект положительных корректировок нивелирован суммарным эффектом отрицательных. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Ускорение экономического роста при сохранении макроэкономической стабильности.
- Рост товарной диверсификации экспорта.
- Повышение прозрачности в отношениях Правительства РФ и компаний госсектора.
- Темпы роста качества человеческого капитала (здоровье, образование и т. д.) опережающие динамику развитых стран по этому показателю.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Существенное смягчение или отказ от бюджетного правила для федерального бюджета.
- Снижение фактической ликвидности международных резервов (например, в результате роста кредитного или операционного рисков).
- Существенное увеличение доли краткосрочного государственного долга.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Российской Федерации по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство РФ принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало Правительству РФ дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.