Правительству Республики Казахстан (далее — Казахстан) присвоены следующие рейтинги по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Суверенные кредитные рейтинги Казахстана на уровне ВВВ+ обусловлены низким уровнем государственного долга, стабильно высоким ростом экономики страны, умеренной инфляцией, устойчивой внешней позицией и эффективной монетарной политикой. Факторами, оказывающими давление на кредитные рейтинги, являются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также низкое качество государственных институтов.
Низкий уровень государственного долга, который на конец 2018 года составил 22,3% ВВП, дает Казахстану широкие возможности для применения контрциклической бюджетной политики. Возможности для маневра делают экономику Казахстана более устойчивой к потенциальным внешним шокам. В ближайшие три года АКРА прогнозирует постепенное снижение государственного долга Казахстана на фоне ожиданий по поддержанию сбалансированности бюджета и устойчивого роста экономики.
Важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета играет трансферт из Национального фонда Республики Казахстан (НФРК). Ненефтяной дефицит бюджета, рассчитанный без учета трансферта, в 2018 году составил 6% ВВП и был покрыт трансфертом. В 2019–2022 годах правительство Казахстана планирует сократить использование активов НФРК в бюджетных целях и снизить ненефтяной дефицит до 5,4% ВВП. Для достижения этой цели Министерство финансов Казахстана намерено, в том числе, увеличить собираемость налогов до 25% ВВП к 2025 году по сравнению с ожидаемым показателем на уровне 18% в 2019–м. На конец 2018 года активы НФРК составили 32% ВВП и 145% государственного долга, что обеспечивает очень надежную «подушку безопасности» для бюджета в случае возникновения сложностей с рефинансированием долга.
АКРА ожидает, что в ближайшие три года экономика Казахстана будет ежегодно расти на 3–4% за счет стабильно высоких темпов роста добывающего сектора, сопутствующей переработки и транспортировки. Экономику Казахстана отличает последовательный рост, который не прекращался даже в кризисные 2015–2016 годы, что обеспечило непрерывный рост ВВП на душу населения и, как следствие, расширение налоговой базы государства. Устойчивый рост численности населения Казахстана (примерно на 1–2% в год) является важным фактором, поддерживающим рост экономики страны. Факторами, способными ограничить рост, по мнению АКРА, являются низкая диверсификация экономики, слаборазвитая инфраструктура, а также высокий уровень участия государства в экономике.
Эффективная монетарная политика Национального банка Республики Казахстан (НБРК) позволила стабилизировать инфляцию после девальвационного шока 2015–2016 годов. После всплеска инфляции до 14% в 2016 году темпы роста потребительских цен замедлились до 5,5% в 2018 году. АКРА ожидает, что в 2019 году инфляционная динамика останется в пределах целевого коридора НБРК, что будет способствовать повышению макроэкономической стабильности в стране. Политика плавающего валютного курса, действующая с конца 2015 года, позволяет поддерживать конкурентоспособность экспортеров, а текущий уровень процентной ставки (9,25%) — удерживать инфляцию внутри целевого коридора 4–6%.
Устойчивость внешней позиции Казахстана обеспечивается значительным объемом НФРК и международных резервов, которые в 2018 году превышали общий валютный долг страны (без учета межфирменной задолженности) почти в два раза, а валютный долг правительства — почти в восемь раз. В результате все секторы экономики имеют достаточную подушку ликвидности на случай ухудшения внешней финансовой конъюнктуры даже на длительный период. В 2018 году коэффициент покрытия импорта золотовалютными резервами находился на высоком уровне, равном 11 месяцам.
Сохраняющаяся зависимость промышленности, экспорта и экономики в целом от горнодобывающих производств снижает устойчивость экономики к внешним шокам в связи с высокой экспортной ориентированностью данной отрасли. В 2018 году вклад горнодобывающего сектора в экономический рост Казахстана составил 14%, а в рост промышленного производства — 59%. Довольно сложно ожидать существенного повышения диверсификации экономики в ближайшей перспективе, поскольку основной объем инвестиций направляется в сектор добычи сырой нефти и газа: в среднем за 2009–2018 годы в указанный сектор было направлено 26,9% всех прямых инвестиций, а только в 2018 году этот показатель достиг 49,8%.
Условные обязательства правительства Казахстана, к которым относится долг государственных компаний, а также нефинансового и финансового секторов, довольно велики: на конец 2018 года долг крупнейших компаний составил 12% ВВП страны. Стоит отметить, что существенная часть долга номинирована в иностранной валюте. Несмотря на то что большинство государственных компаний финансово устойчивы и способны самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства, по мнению АКРА, внешние шоки могут привести к необходимости государственной поддержки, особенно учитывая наличие таких прецедентов.
Слабость общественных институтов, связанная с недостаточной эффективностью деятельности институтов государственной власти и низким качеством государственного управления, негативно влияет на бизнес-климат в Казахстане. Вместе с тем отставка первого президента страны Нурсултана Назарбаева 19 марта 2019 года после многолетнего периода президентства и выборы нового президента, состоявшиеся 9 июня 2019 года, являются поддерживающим фактором для суверенных рейтингов, так как это нивелирует риски при смене власти в стране, не имевшей до этого таких прецедентов. Другим положительно влияющим долгосрочным фактором выступает улучшение человеческого капитала. Индекс человеческого капитала Казахстана выше среднего уровня Центральной Азии: по оценкам Всемирного банка, данный показатель вырос за период с 2012 года по 2018 год с 0,63 до 0,75.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ. Ряд модификаторов в коррекционной части модели позволяет повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- потенциал экономического роста;
- эффективность структурной, экономической и монетарной политики;
- доступ к рынкам и источникам фондирования;
- долговая устойчивость;
- устойчивость внешнего долга.
Отрицательные корректировки были сделаны по следующим факторам:
- уязвимость платежного баланса;
- условные обязательства и риск их реализации.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается на 1 ступень. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Экстраординарные факторы, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим Присвоенный кредитный рейтинг остается на уровне ВВВ+.
Факторы, способные вызвать повышение рейтинга
- Снижение величины условных обязательств.
- Товарная диверсификация экспорта.
- Улучшение качества и эффективности деятельности государственных институтов.
Факторы, способные вызвать понижение рейтинга
- Резкое снижение темпа экономического роста.
- Увеличение государственного долга.
- Резкое снижение величины активов НФРК и золотовалютных резервов относительно внешнего долга и импорта.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Суверенные кредитные рейтинг были присвоены Республике Казахстан по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены впервые. Пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенным. Правительство Республики Казахстан принимало участие в присвоении кредитных рейтингов.
АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.